В посёлке Ильичёво Ленинградской области есть музей-заповедник Ялкала. Сейчас у него историко-этнографический профиль, он посвящён коренным народам Карельского перешейка. Но до 1993 года там был дом-музей Ленина: Владимир Ильич прожил здесь одну неделю в июле-августе 1917 года. Жил он в доме финского промышленника Петра Парвиайнен. Благодаря этим нескольким дням обычный дом и обычная семья стали частью истории нашей страны. Эта статья будет о них.
Но для погружения в контекст, сначала коротко расскажу историю появления Владимира Ильича в Ялкале.
Последнее подполье Ленина
Летом 1917 года власть в Петрограде была у Временного правительства. Ситуация накалилась до предела, и было понятно, что Ленина хотят устранить не политически, а физически. Скрываясь от Временного правительства, лидер большевиков бежал сначала в Разлив, где неделю жил в шалаше с документами на имя рабочего Константина Петровича Иванова, а затем в Финляндию.
Сопровождать Ленина на пути в Финляндию было поручено Эйно Рахье. Пока готовилась конспиративная квартира в Хельсинки, требовалось организовать перевалочный пункт за линией границы, которая в то время проходила через Белоостров. Тут помогла подруга Эйно — Лидия Парвиайнен, которая впоследствии станет его женой.
Её отец, петроградский рабочий Пётр Парвиайнен, жил с семьёй на даче в Ялкале, на территории Финляндии. Лидия сказала ему, что неделю у них погостит писатель из Петрограда Константин Иванов, и отец согласился.
Ленин появился на пороге дома Парвиайнен поздней ночью. Пётр Парвиайнен проводил гостя внутрь, напоил кофе, и пристально глядя ему прямо в глаза, сказал:
— Я знаю кто вы. Вы — Ленин.
Ленин прищурил глаза, улыбнулся и стал ждать, что же будет дальше. Хозяин дома продолжил:
— Но вы ничего не бойтесь. Вы — Константин Петрович Иванов. Будьте совершенно спокойны.
В Ялкале Ленин жил около недели. Почти всё свободное время он писал «Государство и революция». Поэтому перед домом сейчас стоит именно такой памятник: «пишущий» Ленин.
Но иногда Владимир Ильич и отдыхал: гулял по окрестностям, ловил рыбу и купался в озере, много общался с местными жителями и в особенности с хозяином дома.
Лидия Петровна стала его связным. Она отвозила в Петроград и передавала Крупской шифровки от Ленина, привозила ему шифровки Крупской и последние новости. Она же передала в Петроград рукопись «Государства и революции»: школьную тетрадь, исписанную мелким подчерком.
Когда квартира в Хельсинки была готова, Ленин покинул гостеприимный дом семьи Парвиайнен и больше никогда сюда не возвращался.
Дом семьи Парвиайнен
Дом семьи Парвиайнен был построен в конце 19 века финским промышленником Йоханом Парвиайнен. Он был человеком зажиточным, поэтому мог построить дом не для себя, а чтобы сдавать его дачникам. Территория вокруг Ялкалы считалась престижной и славилась хорошим климатом, поэтому найти найти арендаторов на дом было легко.
Но случилось так, что сильно заболел брат Йохана — Пётр Парвиайнен. Пётр был литейщиком, работал на заводе брата и жил в Петрограде. Врачи диагностировали у него болезнь лёгких и дали 2 года жизни при условии, что он будет жить загородом. Йохан уступил дом в Ялкале своему брату, и в 1913 году Пётр вместе с женой Анной Михайловной и многочисленными детьми начинает обустраиваться на новом месте.
Семья была большая, поэтому Парвиайнен, хоть и считались людьми обеспеченными, но жили весьма скромно.
В доме всего 3 комнаты: гостевая, где жил Ленин, кухня-гостиная и спальня. Заглянем в каждую из них.
Комната Ленина
У комнаты, где поселили Ленина, свой отдельный вход. Она считалась нежилой и была как бы пристройкой к дому.
Внутри — простая кушетка, стол, лампа, чернильница. В 1917 году всё выглядело примерно также. Но оригинальная комната была разрушена в 40-е годы, а что мы видим сейчас – довольно точная реконструкция, созданная по воспоминаниям Лидии Петровны и Анны Михайловны.
Обстановка скромная, даже спартанская, смотреть здесь больше не на что, поэтому перейдём в жилую часть дома.
Кухня-гостиная
Мы мало знаем о быте семьи, так как десятилетиями единственной темой, волновавших работавших в Ялкале историков, был Ленин и всё, что связано с ним. Поэтому тема быта и повседневных дел семьи известна нам только в части, так или иначе касающейся Владимира Ильича.
Например, мы знаем то, что Ленин очень любил традиционные финские калитки, которые готовила Анна Михайловна. Но готовила она их только по субботам. И однажды у них состоялся такой диалог:
— Анна Михайловна, а что, сегодня калиток не будет?
— Так ведь калитки у нас только по субботам!
— А разве сегодня не суббота?
Анна Михайловна сжалилась над Лениным, и, несмотря на то, что была среда, приготовила калитки. Через некоторое время он, наевшись, сказал:
— Вот видите, Анна Михайловна, если очень захотеть, можно и среду превратить субботу!
Предметов того времени в доме нет. Всё, что уцелело, хранится в выставочном павильоне. А уцелело, к сожалению, не много: сковорода на 7 блинчиков, кофемолка и несколько других предметов.
Первая коллекция музейных предметов была собрана первым директором музея Лебедевым. Когда в 41 году пришлось отставить музей, он, по легенде, всё закопал в районе 100 метров от дома. Лебедев погиб в блокаду и не оставил карту с указанием места схрона. Так коллекция была утеряна.
В число оригинальных предметов входят и стулья фирмы Thonet (Тонет). Внук Петра Эдуард опознал их и рассказал, как появились замины на спинках: это следы от того, что дети играли в кавалерию, сталкивая стулья спинками или катаясь на них по полу.
Фирма Thonet — это ИКЕА тех времён: удобная разборная мебель, очень популярная и очень прочная. Стулья на фото выше — легендарная модель №14, которая до сих пор наверняка стоит у многих на дачах. А вот как они выглядели в разобранном виде:
Спальня
Спальня очень тесная. И при этом она разделена перегородкой на две части: взрослую и детскую.
Печки на в гостиной не хватало для обогрева всего дома, поэтому приходилось дотапливать с помощью маленькой печки в спальне. Вертикальные ниши на печи служили для сушки обуви: в них ставили сапоги. К тому же они увеличивали площадь поверхности печи, повышая её теплоотдачу.
История музея
Дом-музей был открыт в Ялкале 20 октября 1940 года, сразу после завершения Зимней войны с Финляндией.
Он стал первым в Советском Союзе домом-музеем Ленина и проработал до 1993 года с перерывом на войну и восстановление в 41-46 годах. В 1948 году Ялкала была переименована в посёлок Ильичёво. А в 1970 году, к 100-летию со дня рождения Ленина, была произведена масштабная реставрационная работа.
Весь дом перебрали буквально по бревнышку, а хлев, конный и сенной сараи, которые не имели отношения к Ленину, снесли. Напротив дома открыли большой выставочный павильон.
Самое главное – дом поставили на полутораметровую каменную подушку, накрыли сверху навесом и соединили навес и фундамент стеклянными панелями. Дом оказался как бы внутри огромного стеклянного куба.
Из-за подвижек фундамента остекление начало разрушаться, и в 80-е годы его полностью демонтировали из соображений безопасности. Сейчас о нём напоминает стеклянный забор, окружающий дом по периметру, и пазы в навесе, повторяющие этот периметр.
Как сложились судьбы героев
Пётр Парвиайнен прожил не 2 года, как ему отводили врачи, а 11 лет. Он умер в 1924 году, пережив Ленина на несколько месяцев.
Анна Михайловна с детьми обратилась к советскому правительству за помощью с переездом и ей выделили солидную сумму и квартиру в Ленинграде. Сначала всё складывалось хорошо, но в 1939 году её с детьми арестовали и сослали в Красноярский край. Однако ссылка оказалась короткой, и уже осень 1940 года Анна Михайловна была почётным гостем на открытии дома-музея в Ялкале. Умерла она в 1941 году.
Лидия Петровна Парвиайнен скончалась в Ленинграде в 1970 году в возрасте 78 лет. Будучи членом партии с 1917 года, она до последних дней жизни вела активную пропагандистскую работу.
Её муж Эйно Рахья в 20-х года стал одним из коммунистических лидеров Финляндии, потом был исключён из ЦК финской компартии, занимался даже изготовлением фальшивых денег для подрыва «буржуазного капитала». При такой насыщенной жизни кажется удивительным, что скончался он своей смертью от туберкулёза в 1936 году.
Семья Парвиайнен в наше время
Семья Парвиайнен очень разрослась. Только в Петербурге сейчас живут более 150 Парвиайнен. И иногда члены семьи приезжают в Ялкалу к родному дому. История их семьи передаётся из поколения в поколение, и они делятся ей с историками.
Благодаря Ленину, семья Парвиайнен и их дом вошли в историю. А благодаря семье Парвиайнен, мы можем взглянуть на эту историю сквозь призму простых человеческих жизней.
Музей-заповедник Ялкала не ограничивается домом семьи Парвиайнен. Узнать больше об этом месте можно в статье по ссылке: