Ловушки - довольно неоднозначная тема в ролевой жизни. Больше внимания уделяется монстрам, вещам (квестовым итемам или снаряжению) и пр. При этом ловушки могут заметно повлиять и на ход сражения, и на общее впечатление от игры.
Наличие ловушек в модуле часто приводит к выделению отдельного игрока, заточенного преимущественно на их обнаружение. Узкий специалист идет первым на постоянной заявке "Ищу ловушки",
и полностью разминирует путь. Но при этом узкая специализация часто съедает навыки / очки умений / другие ресурсы, превращая персонажа в беспомощного статиста в бою. При прокачке может получиться, что урон от ловушек смешон для возмужавших персонажей. Разминировать может не только вор, но и гном-воин, который просто пропашет дорогу и не заметит подрывы из-за большого здоровья и раскачанных спасов. Другой вариант - снимать ловушки призванными существами. В итоге единственным эффектом от ловушек часто бывает скука или для отдельного игрока, или для всей партии.
Мне же ловушки нравятся. Грамотно расставленные и к месту примененные они могут стать приправой, улучшающей вкус всей игровой сессии. Как и с другими игровыми элементами, полезно рассматривать их как часть общей картины, а не просто как прикольный элемент, который можно еще куда-то воткнуть.
Ловушки должны быть для чего-то. Они могут предупреждать об опасности (охранная сигнализация). Орки в Мории нагромоздили конструкцию, мимо которой не смог спокойно пройти Перегрин Тук. При падении костей и брони Братство Кольца получило совсем мало урона (там только Гендальф Пина попинал), но экшн запустился знатный. При этом снятие ловушки значительно упрощает дальнейшее столкновение. Когда враг не подготовлен, он значительно более уязвим.
Хороши ловушки для охраны предметов. Современные банкоматы снабжаются распылителями краски, чтобы при попытке взлома сделать деньги неплатежеспособными. Ловушка на сундуке вполне оправдана, если само расположение сундука логично. При этом активация может производиться и хозяином в критической ситуации. В одной из игр требовалось выкрасть документы у дипломата, партия решила устроить гоп-стоп на большой дороге. О том, чтобы заговорить зубы или скрытно выкрасть на привале никто не думал, уж сильно все были раскачаны. Охрану снесли почти сразу. Но времени дипломату оставили достаточно, чтобы он вытащил ларец и резко открыл его (надо всего раунда три было). Итог - встроенный файербол сжег цель нападения и дал весть потенциальному патрулю на дороге. Пришлось быстро скручивать дипкурьера и тикать, а вместо триумфального дележа богатой награды довольствоваться выкупом за несломленное тело и долго оправдываться о провале задания.
По правилам ловушек можно располагать осыпающиеся стены в подземельях, крошащиеся полы и прочие элементы подземелий. Здесь же оправданы ямы со змеями, пауками или другой агрессивной фауной. Тесная полость в камне - вполне логичное место для убежища и отдыха живности.
Совершенно не понятны ловушки, которые дороже чем итоговое сокровище. В замке могут быть через каждые десять футов в полу выкопаны ямы с кольями, а в стенах заряжены отравленные копья, но это значительно удорожает постройку. Земляные работы, сложные устройства - дорогое удовольствие, даже с применением рабов или крепостных. Найти после этого доспехи за пару сотен золотых и невзрачную скляночку как минимум странно. Что называется, гора породила мышь.
Отдельная тема - святилища. Послушники должны приходит и поклоняться в любом количестве, ограничивать их вряд ли стоит. Но это должны быть именно послушники, истово верующие в соответствующий культ! Хороший вариант - ловушки, которые обходятся за счет следования особому ритуалу. В Индиана Джонсе был хороший пример, когда герою требовалось вовремя встать на колени и отбить земной поклон, чтобы увернуться от смертоносных лезвий. Такие ловушки - прекрасная часть загадки, отдельное приключение.
Культисты должны истово привлекать неофитов и столь же яростно выступать против расхитителей. Ловушки на входе будут выглядеть странно, но вот на выходе, особенно при условии активации тригера в самом подземелье (к примеру, поднятие плиты под драгоценным идолом) вполне оправданно запускает каскад на выходе. Смертельные ловушки тут могут быть и правда на каждом шагу. При этом стоит помнить, что сами культисты должны иметь возможность все восстановить, так что на входе желательно иметь хорошо спрятанный рычаг выключения.
Как применялись ловушки в ваших играх?