Обводный канал - возможно, самый унылый из всех каналов Петербурга. Но есть в нем удивительные мосты. Не смотрите на их внешний вид, их не пощадило время. Но в свое время они это самое время, не щадя, опережали.
Итак, во второй половине 1920-х годов, началось обновление мостового хозяйства Ленинграда, уже преодолевавшего разруху. Так появились в районе Обводного канала первые советские «майаровские мосты». Это был мосты-пионеры.
- Ново-Кирпичный мост через р. Волковку стал первым железобетонным мостом в Ленинграде. Трехпролетный арочный мост построен по проекту инженеров Б. Д. Васильева и О.Е. Бугаевой. Увы, в 2009 г. мост был признан аварийным и в октябре 2011 г. разобран. Существующий сегодня мост возведён в 2011—2012 гг. в составе проекта реконструкции Американских мостов и строительства транспортной магистрали по южному берегу набережной Обводного канала.
Фото: Citywalls.ru
2. Монастырский мост через р. Монастырку. Перестроен в 1926—1927 гг.. по проекту инженеров Бориса Дмитриевича Васильева и О.Е. Бугаевой. Мост разобрали в начале 1960-х гг., в связи со строительством моста Александра Невского и перепланировкой прилегающих территорий. Ниже по течению построен новый балочный мост с тем же названием.
Фото: https://pastvu.com/p/1071958
3. Ново-Калинкин мост через Обводный канал. Деревянный мост существовал с 1837 года вплоть до революции (проект П. Базена). Неоднократно поднимался вопрос о его перестройке. Но только в 1929—1930 гг. из-за возросшего автотранспортного и трамвайного движения мост был перестроен в однопролетный железобетонный арочный по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева.
Фото: Википедия.
4. Архангелогородский (Шлиссельбургский) мост – через Обводный канал. Та же история, что и Ново-Калинкина моста. Вплоть до перестройки в 1928-1929 гг. по проекту О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева был деревянным с дубовой (!) аркой.
Фото: Citywalls.ru
Строительство этих мостов, по образцу которых затем началось строительство по всей России, связано с именем Бориса Дмитриевича Васильева.
Оранэла, строившаяся в последние годы существования Российской империи, стала «кузницей кадров» для уже новой России – Советской. Причем часто официальные биографии молодых советских инженеров начинаются с 1917 года, хотя к этом моменту они были уже состоявшимися специалистами.
Одним из таких выходцев из Оранэлы и стал Борис Дмитриевич Васильев (1890-1963) – специалист в области железобетонных конструкций, оснований и фундаментов, строительства дорог и мостов, доктор технических наук (1944), профессор (1935), генерал-майор инженерных войск (1944), член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1947). Награжден двумя орденами Красной звезды, орденом «Знак почета», медалями. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957). Заведовал кафедрами в ЛИСИ и Военно-инженерного технического училища (позже ЛВИСИ).
Его официальная биография начинается в 1917 году, когда он окончил Политехнический институт в Петрограде и стал стипендиатом на кафедре «Основания и фундаменты». Однако к этому моменту ему уже 27 лет! Многовато для выпускника-студента. Но если учесть, что уже в 1913 году он был «Заведывающим чертежной мастерской» Ораниенбаумской электрической железной дорогой, то все встает на свои места. Вот его подпись под чертежом Проекта ОЭЖД!
«Заведывая» чертежами на масштабной стройке, Борис Дмитриевич безусловно живо интересовался передовым зарубежным опытом в области строительства железных дорог и мостов.
Его по праву можно назвать «русским Майаром». Напомним, Робер Майар – выдающийся швейцарский мостостроитель с 1912 года работал в России и составил несколько проектов. Один из них – знаменитый Мартышкинский путепровод Оранэлы, недавно взятый под охрану.
Б.Д. Васильев лично наблюдал за строительством этого моста, сохранились его фотографии со стройки. Неудивительно, что став уже при советской власти состоявшимся инженером, он спроектировал несколько мостов узнаваемой «майаровской» конструкции – арочные железобетонные мосты. Они были одновременно и прочными, и экономичными в строительстве.
К сожалению, не все из «майаровских мостов», построенных Б.Д. Васильевым, сохранились. Тем ценнее то, что у нас еще осталось.
К слову, Борис Дмитриевич не только создавал новые мосты, но и ремонтировал уже исторические: старейшие в Петербурге Лебяжий и Прачечный мосты, а также самый широкий – Синий мост.