Найти тему
Музей Оранэлы

Мосты-пионеры на Обводном канале

Обводный канал - возможно, самый унылый из всех каналов Петербурга. Но есть в нем удивительные мосты. Не смотрите на их внешний вид, их не пощадило время. Но в свое время они это самое время, не щадя, опережали.

Итак, во второй половине 1920-х годов, началось обновление мостового хозяйства Ленинграда, уже преодолевавшего разруху. Так появились в районе Обводного канала первые советские «майаровские мосты». Это был мосты-пионеры.

  • Ново-Кирпичный мост через р. Волковку стал первым железобетонным мостом в Ленинграде. Трехпролетный арочный мост построен по проекту инженеров Б. Д. Васильева и О.Е. Бугаевой. Увы, в 2009 г. мост был признан аварийным и в октябре 2011 г. разобран. Существующий сегодня мост возведён в 2011—2012 гг. в составе проекта реконструкции Американских мостов и строительства транспортной магистрали по южному берегу набережной Обводного канала.

Фото: Citywalls.ru

2. Монастырский мост через р. Монастырку. Перестроен в 1926—1927 гг.. по проекту инженеров Бориса Дмитриевича Васильева и О.Е. Бугаевой. Мост разобрали в начале 1960-х гг., в связи со строительством моста Александра Невского и перепланировкой прилегающих территорий. Ниже по течению построен новый балочный мост с тем же названием.

-2

Фото: https://pastvu.com/p/1071958

3. Ново-Калинкин мост через Обводный канал. Деревянный мост существовал с 1837 года вплоть до революции (проект П. Базена). Неоднократно поднимался вопрос о его перестройке. Но только в 1929—1930 гг. из-за возросшего автотранспортного и трамвайного движения мост был перестроен в однопролетный железобетонный арочный по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева.

-3

Фото: Википедия.

4. Архангелогородский (Шлиссельбургский) мост – через Обводный канал. Та же история, что и Ново-Калинкина моста. Вплоть до перестройки в 1928-1929 гг. по проекту О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева был деревянным с дубовой (!) аркой.

-4

Фото: Citywalls.ru

Строительство этих мостов, по образцу которых затем началось строительство по всей России, связано с именем Бориса Дмитриевича Васильева.

Оранэла, строившаяся в последние годы существования Российской империи, стала «кузницей кадров» для уже новой России – Советской. Причем часто официальные биографии молодых советских инженеров начинаются с 1917 года, хотя к этом моменту они были уже состоявшимися специалистами.

Одним из таких выходцев из Оранэлы и стал Борис Дмитриевич Васильев (1890-1963) – специалист в области железобетонных конструкций, оснований и фундаментов, строительства дорог и мостов, доктор технических наук (1944), профессор (1935), генерал-майор инженерных войск (1944), член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1947). Награжден двумя орденами Красной звезды, орденом «Знак почета», медалями. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957). Заведовал кафедрами в ЛИСИ и Военно-инженерного технического училища (позже ЛВИСИ).

-5

Его официальная биография начинается в 1917 году, когда он окончил Политехнический институт в Петрограде и стал стипендиатом на кафедре «Основания и фундаменты». Однако к этому моменту ему уже 27 лет! Многовато для выпускника-студента. Но если учесть, что уже в 1913 году он был «Заведывающим чертежной мастерской» Ораниенбаумской электрической железной дорогой, то все встает на свои места. Вот его подпись под чертежом Проекта ОЭЖД!

-6
-7

«Заведывая» чертежами на масштабной стройке, Борис Дмитриевич безусловно живо интересовался передовым зарубежным опытом в области строительства железных дорог и мостов.

Его по праву можно назвать «русским Майаром». Напомним, Робер Майар – выдающийся швейцарский мостостроитель с 1912 года работал в России и составил несколько проектов. Один из них – знаменитый Мартышкинский путепровод Оранэлы, недавно взятый под охрану.

Мартышкинский путепровод (ИС-30)
Мартышкинский путепровод (ИС-30)

Б.Д. Васильев лично наблюдал за строительством этого моста, сохранились его фотографии со стройки. Неудивительно, что став уже при советской власти состоявшимся инженером, он спроектировал несколько мостов узнаваемой «майаровской» конструкции – арочные железобетонные мосты. Они были одновременно и прочными, и экономичными в строительстве.

К сожалению, не все из «майаровских мостов», построенных Б.Д. Васильевым, сохранились. Тем ценнее то, что у нас еще осталось.

К слову, Борис Дмитриевич не только создавал новые мосты, но и ремонтировал уже исторические: старейшие в Петербурге Лебяжий и Прачечный мосты, а также самый широкий – Синий мост.