Приветствую всех постоянных и случайных читателей моего канала.
Моя дочь-третьеклашка плохо читает (я так считаю), но по технике чтения, согласно возрастным нормативам, у неё "5", хоть читает с запинками, иногда не понимает прочитанного, и в целом процесс чтения ей дается тяжело.
Но школе пофиг, лишь бы оттарабанила норму.
С понедельника я начала обучать дочь по книге Шамиля Ахмадуллина "Скорочтение".
В книге сказано, что методика поможет в домашних условиях научить ребенка быстрее читать и хорошо понимать прочитанное, в книге собраны упражнения, которые не только повышают скорость чтения и улучшают понимание текста, но также тренируют память и развивают внимание.
Моя книга предназначена для двух возрастных групп детей: 6-7 лет и 8-9 лет, но есть и для детей постарше и взрослых.
В предисловии всё очень замечательно написано, прямо верится в чудо, но в книге есть оговорка, что все читатели делятся на три группы:
Теоретики, которые читают, соглашаются, что в книге всё классно и понятно и неплохо было бы попробовать со своим ребёнком предложенные методики, но эти люди ничего с информацией не делают.
Вторая категория – те, кто прочитают книгу и возьмут из неё на заметку какие-то полезные советы, но немного и не регулярно, поэтому обещанного эффекта не будет.
А третья группа – наименьшая, те, кто будет использовать книгу как тренинг и руководство к действию, такие читатели чётко будут действовать по шагам изложенной методики, будут уделять время выполнению соответствующих упражнений, именно эта группа читателей получит наилучшие результаты для себя и своего ребёнка.
Может быть это оговорка сделана специально для тех, у кого не будет замечательного эффекта, чтобы можно было сказать, что наверно вы не досконально следовали рекомендациям. Так вот, ответственно вам заявляю, что я из третьей группы читателей и чётко следую указаниям книги, сижу у дочки над душой изо дня в день за исключением воскресенья, как и рекомендует Шамиль Ахмадуллин.
Согласно этой методике с ребёнком нужно заниматься ежедневно не более 30 минут, в книге дан точный план занятий, расписанный по дням, если ребёнок не укладывается в 30 минут, занятия прекращаются, если делает раньше, то молодец и может быть своболен.
Перед началом тренинга ребёнку делается диагностика, согласно этой диагностике, скорость чтения моей дочери – 65 слов в минуту. С памятью и вниманием, надо полагать, всё нормально, дочь ответила на 10 из 10 вопросов по тексту и пересказала по моему мнению на 7 баллов по десятибалльной шкале.
Вроде бы всё не так уж и плохо, но я вижу, как дочери тяжело даётся чтение.
Итак, мы отзанимались первую неделю, позади 6 занятий.
Начала дочь с энтузиазмом, сказала, что думала, что придётся читать много, а тут такой крутяк.
Мой 7-летний сын-первоклассник хорошо читает, но и он заинтересовался методикой. Есть интересные наблюдения в сравнении детей.
Задания чередуются, расскажу немного о тех, которые предлагалось выполнять на этой неделе.
Струп тест
Названия цветов написаны не соответствующим цветом, нужно не читать, а называть цвет. Это может быть сложно – глаза непроизвольно цепляются за буквы и называют то, что написано.
И вот тут любопытное наблюдение. Мой сын это задание выполнил с трудом, потому что он именно читал, ему тяжело переключиться на цвет букв. А вот дочери тест дался легко, ну не читает она слова и спокойно называла цвета. И уж не знаю с чем это связано, но к концу недели она начала часто сбиваться и прочитывать цвет, а не называть цвет букв.
Таблицы Шульте
Нужно смотреть в центр квадрата и боковым зрением искать цифры от одного до девяти и в обратном порядке в зависимости от указаний в задании.
Здесь проконтролировать я не могу дочь смотрит, а как смотрит не знаю, но вроде бы смотрит старательно.
Рисование двумя руками
Любопытное задание, дочь выполняет медленно, на мой взгляд, неплохо выполняет, сыну это задание даётся тяжелее.
Чтение фигур, слов и цифр
Тут дочь первые пару дней запиналась. Это упражнение формирует правильное движение глаз с пятью фиксациями на строке, ребёнку нужно вести взгляд слева направо и называть фигуру, число и слово.
К концу недели дочь читала это без запинки, то ли выучила, ведь страниц с вариантами задания в книге не так много, то ли правда что-то изменилось.
Алфавит
Это задание у дочери идёт со скрипом, нужно называть верхнюю букву в паре и при этом одновременно поднимать правую руку, если под буквой "П" или левую, если там буква "Л", если же снизу буква "О", то поднимать нужно обе руки.
Найди букву
Среди множества букв нужно находить и зачёркивать какую-нибудь определенную букву и считать сколько таких букв есть в этом хаосе.
Это задание дочь делает долго, сбивается, возвращается, не может зачёркивать и сразу считать, сначала долго мучительно туда-сюда выискивает буквы, возвращается к первым строчкам и снова, и снова, потом пересчитывает зачёркнутые.
Лабиринты
Ребёнок должен найти путь от цифры к букве или наоборот, на этой неделе нужно было водить пальцем, в дальнейшем нужно будет проделывать это лишь взглядом, дочь неоднократно сбивалась и психовала.
Слова для отработки
На каждом уроке нужно читать 300 самых распространённых слов русского языка, задача – довести узнавание этих слов до полного автоматизма, что в дальнейшем повысит скорость чтения.
Дочь уже довольно легко и быстро читает все эти слова лишь на некоторых по-прежнему запинается.
Анаграммы
Из перемешанных букв нужно составить слова. На этой неделе один раз было такое задание, дочь только с одним из 12 слов долго думала (ост), а в целом увидела слова быстрее, чем я.
Заполнение квадратов
Это способ подготовки к пересказу. После прочтения текста нужно заполнить квадраты подписав, кто главный герой, какие ключевые слова, что там случилось и сделать рисунок. Дочь при настроении и заинтересовавших текстах вроде бы неплохо пересказывает, но в квадратах этих что-то прямо у неё всё очень кратко.
Лишняя буква
В стихах нужно вычеркивать лишние буковки.
Потерянный текст
Ещё одно задание, где я заметила существенную разницу в восприятии текста моими детьми.
В текстах отсутствует либо верхняя часть буков, либо нижняя. Так вот сын легко читает эти тексты, у него и словарный запас больше, потому что много читает, и слова, я так понимаю, он воспринимает сразу целиком, поэтому догадаться ему легко, а дочь с этими словами мучается, потому что, видимо, у неё ещё частично слоговое чтение, поэтому ей трудно угадывать слова.
После каждого занятия фиксируется время выполнения и оценка по пересказу, если таковой есть в уроке.
За 6 дней лишь в дне втором дочь не уложилась в 30 минут (ещё бы и в первом не уложилась бы, если учитывать диагностику, но я диагностику провела за день до начала тренинга). Время наших ежедневных уроков занимает от 21 минуты до 26-27 минут.
К концу первой недели тренинга дочь уже начала нервничать, садиться за занятия без энтузиазма, спрашивать, неужели эти дурацкие упражнения помогут, лучше читать. В начале недели упражнения были "крутятскими", а к концу стали дурацкими. Но я не отстану и чётко буду следовать методике курса.
Кто учил ребёнка по этой методике, делитесь результатами. Так хочется, чтобы всё получилось.
Курс рассчитан на 3 недели.
Продолжение. Итоги второй недели.
Другие статьи о скорочтении можно прочитать по тегу #люмэ_учучитатьребёнка
Все статьи про наши занятия по книгам Ахмадуллина можно найти по тегу #люмэ_учимсяпоахмадуллину