Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Зачем и как делать артикуляционную гимнастику с тяжёлым плохо говорящим аутистом.

Всем известно, что с не говорящим или плохо говорящим ребёнком надо делать артикуляционную гимнастику. И логопеды с умным видом, даже если не смогут обследовать ребёнка, в силу его неадекватного поведения, обязательно посоветуют: делайте её, артикуляционную гимнастику.

Зачем? Зачем не говорящему ребёнку её делать? Думаю, всем понятно. А если нет, то об этом можно прочесть в интернете.

Я для себя понимаю это так: ребёнок должен научиться владеть своим речевым аппаратом, а гимнастика - это первый шаг.

Но понимать это и сделать так, чтобы тяжёлый аутист её делал, это две большие разницы.

Очень много причин, по котором делать её невозможно с аутистом. И совершенно не на первом плане то, что он не владеет этим самым речевым аппаратом.

Я сейчас расскажу через какие этапы мы прошли с Гришей, тогда уже десятилетним заговорившим мальчиком.

Уточню, почему он заговорил почти в 10 лет, я не знаю. Все мои предположения, это всего лишь предположения. Ничего специально для речи мы на тот момент не делали. К осени 2019 года Гриша говорил неразборчиво, но предложениями. И речь развивалась в сторону усложнения конструкций и словообразования.

И вот на консультации логопед нам посоветовала делать гимнастику.

Как? На этот вопрос она, конечно же, ответа не знала. Делайте.)

И мы начали. Сейчас я напишу, как бы я выстроила процесс, имея годичный опыт, и пройдя все мыслимые дороги и наступив на все грабли в этом таком для кого-то простом действии — артикуляционной гимнастике.

Подготовительный этап:

Выбираем упражнения, ими переполнен интернет, и там есть классический набор с заборчиком, лошадкой, варением и так далее.

Я выбрала такой.

Помещаем каждое упражнение на отдельную карточку, распечатываем, ламинируем или наклеиваем на картон (работать с этим материалом придётся очень долго). Зачем на карточки? Это для того, чтобы ребёнок знал, когда закончится урок. Я писала о том, как это важно.

Наши карточки.

-2

1 и самый главный этап.

В первое занятие предлагаем ребёнку три (или ещё меньше) упражнения. Выкладываем стопку карточек, и после каждого упражнения, одну убираем. Ребёнок должен видеть, что вот-вот всё это закончится. Делаем один раз каждое упражнение. И всё. Занятие закончено. Никаких исправлений, попыток залезть в рот или ещё чего. Нет.

Это может быть не занятие, а игра перед завтраком или перед сном. Зеркало тоже лучше поставить, это привлекает внимание.

-3

Ну и сами, естественно, делайте упражнение.

На следующий день повторяем опять то же самое. И если реакция нормальная, со следующего занятия начинаем добавлять по одному или по два новых упражнения. Доводим до финального количества. Допустим двадцать.

Важно. Одна карточка — одно повторение.

Если хотите, чтобы ребёнок много раз сделал упражнение -чашка-, сделайте десять карточек чашки. И постепенно их, карточки, добавляйте.

Это очень важно. Потому что, если вы начнёте требовать многократного повторения одного упражнения на одну карточку, или как-то долго задержитесь на одной карточке, ребёнок может начать сопротивляться дальше, он не будет вам доверять, не будет понимать, когда всё это прекратиться. Он должен точно знать, что одна карточка — одно упражнение, и учитель не будет импровизировать с длительностью и сложностью. Карточка — три секунды, следующая карточка.

Повторюсь, вы можете довести количество чуть ли не до ста карточек и, вероятнее всего, ребёнок сможет всё выполнить без сопротивления. У нас с Гришей на одном уроке есть как раз около ста карточек,

-4

и Гришу не пугает эта стопка, она росла незаметно и он смог к ней привыкнуть и не проявляет никакого негатива. Эта то самое расширение благоприятной среды, о котором я писала ранее.

Но эта стопка делает главное, она исчезает на глазах у ребёнка. Никаких сюрпризов, сделай всё, что нарисовано на карточках, и урок закончен.

Это первый и самый главный этап. Он продлиться может очень долго. Задача — сделать так, чтобы эти упражнения стали неотъемлемой частью жизни ребёнка, не вызывали никакого негатива. Вообще никакого.

И только после этого начинается работа над самими упражнениями.

Если кто-то сейчас выскочит и скажет, что а вот научится ребёнок делать неправильно -чашку- , а потом знаете, как тяжело переучивать.
Отвечаю: если вы имеете дело с тяжёлым аутистом, то никакую чашку вообще не сможете научить его делать, даже неправильную, если проигнорируете то, что я написала выше. И с умным видом будете потом заявлять, что этот ребёнок не обучаем, он даже гимнастику делать не может.
  • Не он не может.
  • Вы не знаете как сделать так, чтобы он смог.

2 этап.

Когда вы благополучно прошли все круги ада сделали артикуляционную гимнастику неотъемлемой частью жизни ребёнка, начинаем медленно и незаметно корректировать.

Очень незаметно и незначительно.

Например, та же -чашка-, ребёнок едва высовывает язык и немного его изгибает. Каждый раз вы делаете небольшое замечание, показывая на себе и в зеркале на нём, что чашка должна быть глубже. Немного, совсем чуть-чуть. И хвалите. На следующий день ещё глубже. И так далее.

Если вы попробуете сразу потребовать правильного исполнения, то, во-первых, у него может не получиться и это вызовет негатив, он может не дать прикоснуться к языку, и это тоже негатив.

Всё надо делать очень аккуратно.

И помнить главное: упражнения не должны вызывать никаких трудностей. Потому что в любой момент вы можете передавить и ребёнок вообще откажется выполнять даже то, что уже начал делать. И все дружно назовём это откатом.

Поверьте, ему, ребёнку, и так сейчас очень сложно. Сидеть, слушать вас, смотреть на вас, стараться что-то сделать с языком, ртом, стараться не запаниковать, видя стопку карточек и так далее.

Итак, исправления. Их надо дозировать. Не все упражнения за один раз исправляем. А несколько. Остальные игнорируем. Делает как делает. На другом занятии исправляем другие. И так по кругу.

В итоге очень медленно и незаметно даже для себя вы сможете сделать так, что ребёнок будет выполнять артикуляционную гимнастику и будет нормально реагировать на замечания и стараться сделать лучше.

А это первый шаг к работе над постановкой звуков.

Но, не исключаю, что пока вы будите делать то, что я описала выше, звуки смогут -появиться-, потому что даже вот так медленно и уныло, но ваш ребёнок таки начнёт работать над своим речевым аппаратом, и начнёт его чувствовать. И результаты не заставят себя ждать.

Вот так бы я делала сейчас.

------------------------------------

Но сама я ничего, описанного выше не знала.

Поэтому начали мы с листочка А4, на котором были упражнения, листочек этот был быстро разорван, Гриша сопротивлялся как мог; потом не было листочка, и я по памяти ему показывала, он сопротивлялся. Потом я сделал себе карточки, чтобы не забывать упражнения, и открыла, что с карточками Гриша всё делает. Это было вообще одно из главных открытий. Ребёнок должен знать, когда всё закончится.

Потом я очень старалась с первого занятия добиться правильности исполнения, длительности выполнения. Очень боялась, что он научится делать неправильно, а потом не сможет делать как надо. Гриша сопротивлялся (этим мягким словом -сопротивлялся- я называю вопли, истерики, драки, плевки, укусы, швыряние вещами и так далее).

Надеюсь, понятно, что перечисленные мной советы, добыты миллионами умерших нервных клеток. Как моих так и моего сына. Не делайте так. И будет вам счастье.

Заявляю это со знанием дела. Потому что метод, который вы прочли я применяю много где именно в том виде, в котором его вам и рассказала. И он отлично работает.

Итак.
Артикуляционная гимнастика с тяжёлым аутистом? Легко.
Только надо знать, как это делать.
Надеюсь, кому-то поможет наш скромный опыт.

П.С. Если у вашего ребёнка никаких трудностей с гимнасткой нет, вы же понимаете, что я очень рада за вас. А текст этот для тех, у кого они есть.

П.С. 2. Все этапы можно ускорить, смотреть надо на ребёнка. И все этапы НАДО замедлить, опять же смотреть на ребёнка.

П.С. 3. Если внимательно проанализировать этот способ работы, то можно совершенно верно предположить, что точно так же можно и нужно работать над всей речью, если упражнения по развитию речи даются ребёнку с трудом (логоритмика, пальчиковая гимнастика, постановка и автоматизация звуков, потешки со стихами и так далее). Очень важный первый этап привыкания, и уже сама работа. Потому что я уверена, что многие, в том числе и логопеды, останавливаются в работе с аутистами именно на первом этапе, не зная как его преодолеть.

Удачи вам и терпения!

-5