О спектакле "Добрый человек из Сезуана" речь шла совсем недавно в связи с немецкими гастролями Театра на Таганке. Это особый спектакль для театра. Можно сказать, с него началась знаменитая Таганка. На третьем курсе Щукинского училища режиссеры-педагоги Ю.П. Любимов и А. Г. Буров поставили со своими студентами спектакль по пьесе Б. Брехта. Музыку написали студенты первого курса Б. Хмельницкий и А. Васильев. А 23 апреля 1964 года состоялась премьера уже на сцене Таганки. А менее чем через год уже и первый юбилей подоспел. 27 марта 1965 года состоялся сотый спектакль. К сотому спектаклю Владимир Высоцкий написал 14 стихотворных посвящений-эпиграмм. Адресаты - актеры и актрисы, принимавшие участие во всей сотне спектаклей.
27 марта директор театра Н.Л. Дупак подписал приказ, в котором, в частности, говорилось:
"Поздравляю творческий коллектив, работников постановочных цехов, постановщика спектакля с 100-м спектаклем "Добрый человек из Сезуана".
Бессменным исполнителям, работникам постановочных цехов, участвовавшим во всех 100 спектаклях объявить благодарность и премировать денежной премией в размере 10 рублей каждого".
И список этих героев:
Конечно, Высоцкий видел этот приказ и потому поздравил именно этих артистов, поощренных в приказе. Зачитывались ли эти посвящения на банкете в честь юбилея, или висели на стене вместе с приказом, история умалчивает. Но сохранились 4 странички рукописи этих эпиграмм, сканы которых мы можем видеть благодаря Сибирскому фонду по увековечиванию памяти В.Высоцкого (Ю.В. Гуров, А.А. Олейников) в издании "Владимир Высоцкий. Архивы рассказывают-5" (Новосибирск, 2014). А вот и сами эпиграммы:
1.
Зритель, у кассы придавленный, стонет,
Залы банкетные ждут в ресторанах.
Сегодня в сотый раз в сезоне
«Добрый человек из Сезуана».
[Приятно очень, когда портреты
Во всех <газетах>]
<З.Славина>
У тебя в «Сезуане», Зина,
Текста – добрая половина!
Ты думаешь «Ей-богу, нету сил,
Меня бы кто хотя бы заменил!»
<Л.Возиян>
Очень подлинный портрет
Милы Возияны!
Можно дать тебе сто <лет>
В сотом «Сезуане»!
<Е.Корнилова>
Если будешь много плакать
И за всё переживать, —
После сотого спектакля
Будет нечего рожать.
Ты в обносках, волос — паклей,
На сносях ты, хнычешь, спишь...
Но на сотом на спектакле,
Может, всё-таки родишь?
<В.Погорельцев>
Не открою Америки,
Но скажу я от сердца вам:
Очень жалко Валерика
Погорельцева!
<А.Эйбоженко>
Плохой конец заранее отброшен —
В конце выходит Эйбоженко Леша!
<И.Кузнецова>
Так держи и так дыши,
Кузнецова наша Шин!
<И.Ульянова>
Наша неизменная блондиночка!
Может, роли и не очень те!
Но обе проститутки ваши, Инночка,
На большой моральной высоте!
<И.Петров>
Для него все лавры — тьфу!
Он и так блистателен.
Нынче, в сотый раз, Шу-Фу
Очень обаятелен.
<Б. Хмельницкий, А. Васильев>
Слушайте, поклонников обилье,
Правду от начала до конца:
Знайте, что Хм<ельницкий> и Вас<ильев>
Два самостоятельных лица.
<Л. Комаровская>
Сто раз выходишь на подмостки
В костюме мальчика-подростка.
Тебе пока замены нет —
Так не старей ещё сто лет.
<Б. Голдаев>
Факт этот очень знаменателен:
Он полицейский — хоть куда!
К тому ж, он выбран председателем
Товарищеского суда.
<О. Колокольников и В.Смехов>
Вот умора, вот потеха:
И комсорг наш и парторг —
Колокольников и Смехов —
Боги! Кто б подумать мог?
14.
Так играйте же, в добрый час,
В сотый раз, словно в первый раз!
Пусть со сцены не сходит век
Из Сезуана добрый человек.
Варианты, рукописи ЗДЕСЬ.
Я нагло воспользовалась добротой Виктории Чичериной и многое скопипастила из её книги "Театр на Таганке с Высоцким и без...". Спасибо, Виктория Викторовна, за эту замечательную книгу, интересные интервью, любопытные документы. Хотела дать ссылочку на какой-нибудь интернет-магазин, но увы, весь тираж, похоже, разошелся "на ура".
Но если кого устроит электронный вариант, то вот он.
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого"