Найти в Дзене

Психологическое сопровождение пандемии Covid-19


https://psy.su/
https://psy.su/

Пандемия коронавируса Covid-19 охватила весь мир и стала испытанием для жителей всех стран. В рамках онлайн-конференции «Психологическое сопровождение пандемии Covid-19: международный опыт» специалисты рассказали о новом опыте психологической помощи людям во время пандемии, о вопросах, проблемах и задачах, которые они решают в настоящее время. Конференция проводилась под эгидой Международного союза психологических наук при ЮНЕСКО и Европейской федерации психологических ассоциаций (ЕФПА), организаторами выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российское психологическое общество, Российская академия образования.

В первый день, в рамках англоязычной сессии конференции, специалисты обсудили психологическую поддержку жителей разных стран мира, онлайн-консультирование и особенности удаленного контакта клиента и психолога, влияние инфодемии на восприятие заболевания, его профилактику, лечение и др. Открывая конференцию, президент Европейской федерации психологических ассоциаций
Кристофер Стайнбах отметил, что психология – это не только помогающая профессия, но и профессия, которая расширяет картину мира и дает возможность принимать новые решения. Она способствует диалогу между странами и профессиями, что будет очень важно для реабилитации после того, как пандемия коронавируса Covid -19 закончится.

В своем докладе президент Азиатского психологического общества, президент Китайского психологического общества
Буксин Хан рассказал о психологической поддержке жителей Китая: программах повышения компетентности, систематической кризисной помощи, группах поддержки для медиков, пациентов, школьников и др.

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Александр Тхостов и кандидат психологических Елена Рассказова представили доклад «Личные убеждения о причинах, последствиях и лечении Covid-19: роль инфодемии», подчеркнув, что во время борьбы с пандемией необходимо выявить взаимосвязь между представлениями о коронавирусе и его лечении, магическим мышлением, тревогой и защитным поведением людей.

Президент Малазийской психологической ассоциации
Розайни Хайдрудин сообщила о проведенном исследовании менталитета, личности и способов совладания во время пандемии Covid-19 в Малазии: выявлении копинг-стартегий, уровня тревожности, стресса и депрессии во время пандемии. Обнаружено, что религиозный тип совладания был наиболее распространен среди тех, кто мог принять и позитивно переосмыслить ситуацию.

Председатель рабочей группы ЕФПА по вопросам электронного здравоохранения
Том ван Дэйл представил доклад «Как психологи перешли к онлайн-консультированию в начале пандемии коронавируса Covid-19», отметив важную роль удаленной коммуникации с теми, кому необходима психологическая помощь. Об особенностях психологического консультирования в режиме онлайн рассказала доктор психологических наук, декан факультета психологии СПбГУ Алла Шаболтас в докладе «Преимущества и вызовы психологической помощи в режиме онлайн», отметив, что срочно должны быть разработаны правила, регулирующие удаленную работу психолога.

Президент Ассоциации психологов Непала Уша Кирен Субба рассказала в докладе об изучении поведения людей в Непале во время карантина. О роли индонезийской психологической ассоциации в совладании с Covid-19 рассказал вице-президент Индонезийской психологической ассоциации Андик Матулесси. Секретарь Европейской федерации психологических ассоциаций Катя Землджик в докладе отразила вызовы, которые стоят перед студентами-психологами.

На следующий день конференцию открыла директор Центра экстренной психологической помощи
Юлия Шойгу, выступившая модератором секции «Опыт работы психологической службы в условиях пандемии». Она подчеркнула, что во время пандемии коронавируса Covid-19 специалисты центра психологической помощи столкнулись с необходимостью психологического просвещения людей. Заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России Татьяна Никитина в докладе «Психологическое просвещение: взаимодействие со СМИ» отметила, что за 4 месяца пандемии психологическая служба МЧС обработала более 10,5 тысяч запросов, а также сделала акцент на распространении информации - она рассказала об опыте взаимодействия со средствами массовой информации. Начальник отдела экстренного реагирования Уральского филиала ЦЭПП МЧС России Вероника Чехменок и начальник отдела дистанционных методов Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ Елена Варфоломеева рассказали о случаях из практики в рамках доклада «Анализ случаев оказания дистанционной помощи населению в период пандемии», также опытом практической работы поделился сотрудник отдела экстренного реагирования Северо-Западного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России Андрей Исьёмин. О психологической помощи москвичам рассказала заместитель директора ГБУ «Московская служба психологической помощи» Ольга Тенн.

Пандемия коронавируса повлияла на образовательный процесс: образовательным учреждениям пришлось в экстренном порядке перейти на удаленное взаимодействие со школьниками и студентами. В рамках секции «Актуальные вопросы образования» (модератор – заведующий лабораторией ПИ РАО Сергей Малых) старший преподаватель кафедры психофизиологии и клинической психологии Донского государственного технического университета Екатерина Денисова сделала доклад «Исследование устойчивых и динамических характеристик личности и преподавателей высшей школы в период угрозы пандемии», обозначив, что изменения динамических характеристик обусловлены устойчивыми личностными особенностями преподавателей. Анализируя особенности удалённого обучения, заместитель директора Института психологии и образования Казанского федерального университета Татьяна Балашова прочла доклад «Трансформация обучения в условиях пандемии: опыт Казанского федерального университета», обозначив, что в будущем роль образовательных платформ станет более значительной, но необходимы надежность, информационная безопасность, простота применения и удобство. О «Динамике образовательных установок при использовании дистанционных образовательных технологий обучения специалистов здравоохранения в условиях пандемии» рассказала заведующая кафедрой организации непрерывного образования РНИМУ Ольга Природова. Заведующая кафедрой общей и юридической психологии КГУ им. К.Э. Циолковского Елена Леонова в докладе «Родители школьников в период пандемии: факторы стресса и эффективный копинг» поделилась результатами проведенного исследования - внешние стрессогенные факторы не оказывают прямого влияния на взаимопонимание родителей и детей, но косвенно влияют на эмоциональное состояние и копинг-стратегии родителей. Мурад Азад оглу Бабаев рассказал об опыте психологического сопровождения детей дошкольного возраста во время карантина в городе Баку. Он привлек внимание к обострению тревожно-фобических реакций и отсутствию у родителей навыков общения с детьми.

Модератором секции «Психологическая помощь в условиях пандемии» выступила декан факультета психологии ДГТУ Ирина Абакумова. О неотложной психологической помощи детям в ситуации болезни близких взрослых рассказала Татьяна Свиридова, отметив необходимость психодиагностики и обучения контролю эмоционального состояния, переключения внимания детей. Галина Звездина доцент кафедры общей и консультативной психологии ДГТУ в докладе «Психологические предикторы изменения стратегий информационного поведения в период пандемии Covid-19» представила результаты исследования. Установлено, что возросшее потребление информации связано с низким уровнем жизнестойкости и толерантности к неопределенности, с высоким уровнем тревожности. Пандемия стала новым стрессовым фактором для уязвимых категорий людей. Доцент кафедры общей и консультативной психологии ДГТУ Анастасия Коленова выступила с докладом «Особенности работы в цифровом пространстве с женщинами, проживающими с наркозависимыми в условиях пандемии. Во время пандемии коронавируса специалисты, работающие с людьми, также нуждаются в помощи коллег. Мотивы волонтеров проанализировала доцент кафедры общей и консультативной психологии ДГТУ Алиса Ачина в докладе «Особенности супервизии специалистов горячей линии, работающих во время пандемии».

Профессор кафедры психологии факультета социальных и гуманитарных наук Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Александр Венгер прочитал доклад «Основы организации психолого-педагогической помощи детям и родителям в условиях инфекционного стационара (на материале Covid-19)». Он рассказал о специфике психологической помощи в условиях влияния многочисленных стрессогенных факторов, необходимости супервизии и поддержки специалистов.

Доцент кафедры психологии личности СПбГУ Елена Зиновьева рассказала о работе Психологической клиники СПбГУ в период пандемии и отметила, что нужно разработать новые протоколы взаимодействия в связи с удаленной спецификой работы.

На заключительной секции «Кросс-культурные исследования психологического влияния Сovid-19» (модератор - заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Тихомандрицкая) были предоставлены сравнительные исследования по выборкам в разных странах. Доцент факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Алмазова представила выборку по России и Испании в докладе «Психическое здоровье населения и влияющие на него факторы в период введения мер по сдерживанию пандемии Covid19 в России и Испании: общее и особенное», отметив, что в обеих странах уровень тревожности и депрессии у женщин значимо выше, чем у мужчин, а уровень дискриминации и стигмы в РФ значимо выше, чем в Испании.

О восприятии русскими и китайскими студентами мемов, посвященных коронавирусу, рассказала заведующая кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Смирнова. Мемы помогают преодолеть негативные эмоции в связи с ограничениями, российские респонденты были более критичны к мемам, демонстрируя пессимизм и напряженность. Тенденции к увеличению количества суицидов и факторов бытового насилия отметил председатель правления ОО "Профессиональная психологическая лига" Мурат Молдагалиев в рамках доклада "Пандемия психологического неблагополучия (региональный опыт работы психологической службы" (Казахстан, г. Нур-Султан). Психолог Екатерина Масленникова, изучавшая кросс-культурные различия в восприятии стресса у русских и киргизских школьников заметила, что самооценка стресса у мальчиков меньше, чем у девочек, мужчинам труднее выражать и оценивать свою тревогу. Заведующая кафедрой общей и детской психологии БГПУ имени М. Танка (Беларусь) Ольга Леганькова и ее коллега Людмила Финькевич в докладе «Психологические трудности организации процесса учреждения дошкольного образования в условиях пандемии» рассказали об опыте страны, в которой не был введен карантин, они отметили, что для успешной работы педагогов во время пандемии важны личностно-профессиональная готовность к принятию решений и гибкость.

-2