Найти тему
УчТранс

Как выбрать водителя-наставника?

Оглавление
Водитель-наставник должен быть опытным.
Водитель-наставник должен быть опытным.

Транспортное законодательство обязывает работодателя обеспечить стажировку всем водителям, которых он принимает на работу. Об этом мы подробно писали здесь: Что такое стажировка водителей и как она оформляется.

Большинство вопросов, которые задают нам относительно стажировки, касается водителей-наставников. Кому можно поручить такое наставничество? Где взять наставника, если на предприятии нет вообще ни одного водителя? Нужна ли такому специалисту особая подготовка и удостоверение? Что конкретно ему нужно делать при стажировке и чем он должен руководствоваться?

Многие наши клиенты сетуют, что информации об этом в Сети мало, и она противоречива. Поэтому давайте разберемся и расставим всё по своим местам.

Требования к водителю-наставнику

Кого можно назначить водителем-наставником? Требования к такому специалисту прописаны в двух документах: Приказе Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59 и Руководящем документе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 («Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»).

Итак, водитель-наставник должен:

  • Иметь опыт работы. Для водителей легковых или грузовых автомобилей необходимый стаж составляет 3 года, для водителей автобусов 5 лет. Смотрите, на каком типе транспорта будет ездить ваш стажируемый водитель — и подбирайте ему наставника с соответствующим опытом.
  • Не попадать в ДТП по своей вине в течение года. А согласно Руководящему документу РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, водителю надо быть еще более дисциплинированным и аккуратным: он не должен нарушать ПДД в течение 3 лет.
  • Иметь специальную подготовку и удостоверение водителя-наставника. Об этот пункт сломано немало копий, поэтому остановимся на нем подробнее.

Должен ли водитель-наставник иметь удостоверение?

В вышеупомянутом Руководящем документе отмечается, что водителем-наставником может быть только специалист, «прошедший предварительную подготовку в учебном комбинате». Многие перевозчики думают: это законодательный акт времен РСФСР, у нас сейчас другое государство — поэтому не принимают во внимание этот документ как «устаревший». И напрасно. Да, государственный строй поменялся, но указанный документ никем не отменен.

Так, например, в Хабаровске компанию «АвтоБикин» привлекли к административной ответственности именно за нарушение норм РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. При этом прокуратура настаивала, что документ этот действующий и применяется как полноценный законодательный акт. Суд с этим вполне согласился (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2016 г. N 06АП-121/16).

Во многих случаях Транснадзор, приходя на предприятие с проверкой, квалифицирует отсутствие удостоверения у водителя-наставника как нарушение.

Вот, навскидку, несколько случаев.

  • В 2015 году Арбитражный суд Красноярского края привлек ООО «Индивидуальный перевозчик Темеров Алексей Георгиевич» к административной ответственности. Среди нарушений в работе обозначено: «У водителя-наставника Темерова А.Г., проводившего 18.01.2013 стажировку водителя Накрохина Г.М., отсутствует удостоверение водителя-наставника».
  • В 2016 году Симферопольский районный суд на 90 дней приостановил деятельность ООО «ВОЯЖКРЫМ». Заметим, что предприятие — не профессиональный перевозчик, но административная ответственность на него наложена именно за транспортные нарушения. И опять в числе нарушений — «отсутствует удостоверение водителя-наставника».
  • В 2016 году УГАДН по Амурской области провело внеплановую проверку ОАО «Зея Инвест Энерго». В результате выявились комплексные нарушения, в том числе — «у водителей-наставников не обеспечено наличие соответствующих удостоверений».

Список можно продолжать. Поэтому, исходя из судебной практики и своего опыта, мы можем сказать: чтобы у предприятия не было проблем с УГАДН, водителю-наставнику необходимо иметь специальное удостоверение.