Многие из нас часто летают на самолетах и считают себя экспертами в этом деле, но на практике даже стюардессы не всегда разбираются в нюансах своей работы и тем более, рассказывают о них пассажирам.
В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности работы кислородной системы в пассажирских самолетах, которые, как мы знаем, выпадают в случае разгерметизации и обеспечивают пассажиров кислородом, но по традиции "Прогулок в стратосфере", посмотрим на это не через информационные буклеты на борту самолета или мистерию стюардес перед каждым взлетом, а через призму особенностей работы кислородных масок, которые не плохо бы знать на всякий случай т.к. далеко не все пассажиры правильно применяют кислородные маски.
Количество кислородных масок на борту самолета
Количество масок на борту самолета как минимум, на 10% больше, чем количество кресел (максимальная вместительность) – это закон, но уважаемые производители самолетов, как правило, значительно перевыполняют эти требования.
Маски размещены практически во всех местах в т.ч. туалете, что бы из любой точки самолета к ним был доступ. Генераторы кислорода и маски расположены на потолке, верхних полках сбоку, на разделительных перегородках прямо перед креслами и т.п. Для бортпроводников маски и генераторы кислорода установлены в камбузе, над креслами бортпроводников и т.п.
От бортпроводников требуется только внимательно прочитать инструкцию по их размещению на конкретном типе ЛА и знать особенности конкретной кислородной системы, если периодически предусматривается работа на разных типах или модификациях ЛА.
От куда берется кислород и как устроено распределительное устройство
Типовое распределительное устройство включает в себя кислородный генератор (твердый химический источник кислорода (ТИК) ) от одной, до трех кислородных масок (далее КМ) с экономайзерами в виде мешков, шлангов, служащих для подачи кислорода от генератора к КМ.
В случае разгерметизации кабины, автоматическая электросхема с барореле раскроет все дверцы кислородных отсеков когда давление в кабине самолета опустится до 430 мм.рт.ст. (эквивалент высоты 4,5км по таблице международной стандартной атмосферы). Кроме того, электросхема может приводиться в действие членами экипажа путем поворота переключателя в кабине в положение выпадения кислородных масок.
Когда кислородная маска освобождается от держателя и вытягивается из кислородного отсека, то вытяжной шнур вытягивает штифт, который освобождает устройство с пружинной фиксацией. Это вызывает в генераторе химическую реакцию и начинается выработка кислорода. В среднем, ТИК обеспечивает химическую реакцию в течении 10-18 минут, однако, данное время будет индивидуальным у каждого генератора, находящегося на борту одного ЛА!, это значит, что выработка кислорода для вашей маски может закончиться быстрей, чем в соседнем ряду, но к этому моменту самолет уже успевает уйти на безопасную высоту.
Когда начинается образование кислорода, то корпус генератора (ТИКа) нагревается до 250 градусов и выше. Он может издавать временами легкий запах гари, как электрообогреватель после продолжительного простоя. Причиной запаха является осевшая на корпусе пыль, бояться которого в без того «нервной» обстановке точно не стоит. Данный запах является абсолютно нормальным явлением и не представляет опасности с точки зрения возникновения пожара. Запах так же не оказывает влияния на чистоту подаваемого в маску кислорода, поэтому, отравление угарным газом вам тоже не грозит, так что разбирайтесь со своей гипоксией не отвлекаясь по мелочам.
Могут иметь место шипение, потрескивание и т.п. – это тоже нормально и к этому нужно быть психологически готовым. Единственно, от чего стоит отказаться – это попытки притронуться к генератору кислорода или защитному экрану, который очень сильно нагревается и может вызвать ожог, а запах ароматного шашлыка хоть и приятен, но в данной случае скорее всего окажется неуместным.
Правильное дыхание с применением кислородной маски.
1-если не идет кислород
В некоторых конструкциях кислородных блоков выпадение масок не является поводом для включения генератора кислорода, для этого нужно с достаточным усилием потянуть шланг кислородной маски, который выдернет штифт и запустит реакцию. Так что если в случае разгерметизации вы надели маску и с ужасом обнаружили что в нее не подается кислород, то вместо того, что бы паниковать, просто дернете посильней кислородный шланг и не бойтесь его оторвать.
Это сделано для того, что бы ТИК не сработал от случайного раскрытия дверцы кислородной системы, т.к. в случае реальной разгерметизации ТИК будет уже израсходован, но в последнее время от этой идеи все же отказались, а самолеты с таким типом кислородной системы во многих странах уже сняты с эксплуатации (например DC-10).
2-маска должна быть герметично прижата
Вторым важным условиям безопасности является плотное прилегание маски к лицу, обтюратор маски должен плотно быть прижат, иначе драгоценный кислород будет поступать не в легкие, а наружу, теряясь в низком атмосферном давлении.
Вначале маску нужно надеть, зафиксировав ее эластичным ремнем и только после этого доприжать для надежности рукой. Делать наоборот нельзя, т.к. в случае развития гипоксии рука быстро опадет и вы гарантированно потеряете сознание.
Честно говоря, даже при дыхании через кислородную маску на высоте 10-12км, психологически приготовьтесь к нахождению в полусознательном состоянии или даже его потери, гипоксия все равно возьмет свое при малейшей оплошности т.к. высота 10-12 км достаточно сильно "обжита", но все равно очень враждебна и опасна.
Проблема в том, что пассажирская маска безразмерна и универсальна на любой тип лица, что в некоторых случаях затрудняет плотное прилегания обтюратора (от которого имеется одно лишь название).
Думаю одного только вида кислородной маски пилота КМ-114 или ее аналога достаточно, что бы даже самый доверчивый пассажир заподозрил подвох.
3-подаваемого кислорода может не хватить для полноценного вдоха
Следующая неприятность, которая может застать вас врасплох – это объем подаваемого кислорода. Расход кислорода в обычных количествах не всегда наполняет дыхательные мешки (экономайзеры) между вдохом. Наполнение этих мешков будет меняться в зависимости от давления в кабине, частоты дыхания и от времени прошедшего с момента начала работы ТИКа. При некоторых условиях, частично наполненный мешок – нормальное явление. Даже при не наполненном мешке, кислород все равно поступает в маску.
В этой ситуации могу только посожалеть, это значит, что в единицу времени вы вдыхаете больший объем, чем успевает генерировать ТИК. Рекомендую не паниковать, успокоиться и не волноваться, набраться мужества и самообладания контролируя глубину своего дыхания – экономайзер быстро наполнится и позволит сделать глубокий вдох. Не в коем случае не отрывайте маску от лица, что бы зачерпнуть воздуха со стороны, поверьте, его там все равно практически нет, зато вы растеряете и то, что имелось. Если совсем «грустно», старайтесь максимально сильно натужиться всем телом, особенно легкими, если хорошо стараться, это повысит внутреннее давление в вашем теле и снизит гипоксию, но об этой технике нахождения на большой высоте без кислорода планируется отдельная серьезная статья.
Подводя итог выше сказанному, можно сказать о том, что не все нюансы работы кислородной системы освещаются в инструкциях на случай разгерметизации ЛА достаточно подробно. Некоторые моменты по незнанию могут вызывать излишнее беспокойство или даже панику, хотя основания для этого никаких нет. Тем не менее, знание и понимание происходящего процесса, его воздействия и последствий позволяют более безболезненно (в психологическом и физическом плане) перенести стрессовую ситуацию, ведь помимо вышеописанных явлений, разгерметизация будет сопровождаться нарушением барофункций, «благородной» отрыжкой, высотным вздутием живота и т.п. включая банальный страх.
В любом случае, не так страшен черт, как его малюют. Ваш покорный слуга и автор этих строк поднимался в разгерметизированной кабине на высоты до 18км где атмосферное давление составляет всего 56мм.рт.ст. и ничего, пишет глупые статьи и даже шутки отпускает ;)