Операция может быть жизненно необходима пациенту, но даже малоинвазивное вмешательство требует реабилитации. Помочь пациенту восстановиться как можно быстрее – задача, в которой не обойтись без медсестер. На что обратить внимание, что нужно знать медицинскому персоналу? Рассказали эксперты Высшей медицинской школы.
Реабилитация – что и зачем?
Основная задача реабилитации – возвращение пациентов к нормальной и повседневной жизни. Это процесс, который начинается после операции (стационарно, позже – амбулаторно) и продолжается до полного восстановления функций и возможностей пациента (насколько это возможно с данным диагнозом).
Зачем нужна реабилитация после операции? Главным образом, чтобы снизить риск физических осложнений, как от самого вмешательства, так и от временной неподвижности пациента. Пролежни, мышечная атрофия, застойные явления – все это важно предотвратить. Кроме того, не стоит забывать и о психологических аспектах, чтобы вернуть пациенту хорошее самочувствие, психологический комфорт веру в свои силы и готовность вернуться к работе и привычной жизни.
Реабилитация после операции – поэтапный процесс.
Первый и наиболее сложный для пациента период – послеоперационный. Он начинается после проведенного хирургического вмешательства и направлен на решение таких задач:
- Снижение болевого синдрома и риска осложнений
- Ускорение заживления послеоперационных швов
- Восстановление функций прооперированного участка и органа
Его продолжительность зависит от типа операции, но составляет не больше 14 дней. Пациент в это время может находиться на стационарном или уже амбулаторном лечении.
Второй послеоперационный этап (или постиммобилизационный) начинается с момента снятия швов или гипса и длится до трех месяцев. В это время важно восстановить объем и силу движений, укрепить мышцы, наладить работу прооперированного органа.
Третий или амбулаторный период предполагает выполнение рекомендаций врача и периодическое посещение для наблюдения за динамикой перемен.
Методы послеоперационной реабилитации
Основные:
- Медикаментозная терапия – прием обезболивающих и других лекарств;
- Диетотерапия важна для нормализации работы пищеварительной системы;
- Физиотерапия – магнитотерапия, электростимуляция, массаж, и другие физиотерапевтические процедуры;
- Психотерапия – работа с настроем пациента на выздоровление и выполнение рекомендаций. Особенно важна в работе с онкологическими больными;
- Рефлексотерапия – иглоукалывание и другие методики для стимуляции нервных окончаний.
Подбор тех или иных методов осуществляет врач, а контроль и проведение (полностью или частично) – обязанность медсестер. Именно они делают укол пациенту или приносят лекарства, рассказывают, как пройдет та или иная процедура, как подготовиться, зачем она нужна.
Роль и задачи в реабилитации медицинских сестер
Медперсонал проводит с пациентами большое количество времени. Они помогают в выполнении таких базовых потребностей, как принять душ, почистить зубы, одеться, заботятся о состоянии кожи, волос и ногтей, удобном расположении в кровати. И, конечно, в работе медсестер при взаимодействии с больными есть и психологические аспекты.
Скорость и сама возможность выздоровления и возвращения к привычной жизни, эффективность процедур и лечения, соблюдение врачебных рекомендаций – все это во многом зависит от психологической адаптации больного. Главный инструмент – разговор с пациентом, рассказ и предстоящей процедуре, ее целях, особенностях прохождения, механизму действия.
Медицинские сестры часто довольно близко знакомятся с пациентами и их родными, становятся собеседником, помощником, доверенным лицом и другом. В их поведении недопустимы:
- Грубость;
- Оскорбление чести и достоинства больных;
- Нарушение конфиденциальной информации о пациенте, его состоянии и заболеваниях.
Это бывает нелегко сделать, если попался «сложный» пациент, который проявляет агрессию, провоцирует конфликты, мешает работе персонала, отдыху и восстановлению других.
С другой стороны, для медицинского персонала важно не вовлекаться эмоционально в отношения с пациентом, не принимать близко к сердцу его состояние здоровья, успех лечения. Иногда медицина не в силах помочь, но это не личная вина врача и медсестры, при условии, что было сделано все необходимое. Нужно уметь дистанцироваться от ситуации, иначе не избежать переживаний, стрессов, профессионального выгорания.
На медсестрах большая ответственность и перечень обязанностей. Успешно справиться со всем сложно – далеко не всему учат в медицинских колледжах, институтах, часто не хватает опыта, теоретических знаний, наставника.
Со всем этим готова помочь Высшая медицинская школа. Один из курсов, которые будут эффективны для сотрудников, работающих с пациентами, «Оказание эмоциональной поддержки». Он проходит в удобное для вас время в дистанционном формате. Сотрудники узнают, как эффективно работать с пациентами, не вовлекаясь эмоционально, как создать конструктивный настрой пациента, помочь настроиться на выздоровление, пережить необходимые процедуры.
Готовы рассказать об этой и других программах нашей школы больше. Консультация по телефону: +7 (495) 023-61-62.
Уделите внимание развитию своего персонала – это необходимо для успеха бизнеса и повышения эффективности работы клиники!