В город успешных людей едут за ключами от рая
Кубанская столица – один из самых привлекательных городов для проживания и ведения бизнеса. Промышленный, аграрный, научно-технический потенциал Краснодара, прямой выход на международный рынки, а также благоприятный климат притягивают в регионе много инвесторов и трудовых мигрантов. Но стремительный рост населения несёт в себе серьёзные угрозы. Без достойного ответа на новые вызовы пересыщенный народом, авто и хаотично возводимыми новостройками город успешных людей может превратиться в «каменные джунгли».
Дар императрицы
Появление Краснодара на карте России – результат региональной политики императрицы Екатерины II, связанной с присоединением к владениям Российского государства Крыма, Тавриды и Кубани. К концу XVIII века границы Турции были отодвинуты далеко на юг. Свежезавоёванные земли на обширной территории между рекой Кубань и Азовским морем пустовали, их следовало обживать и охранять.
Богатый край с плодородной землёй, рыбными угодьями и отличными условиями для животноводства достался казакам – переселенцам из Запорожской Сечи. 30 июня 1792 года Екатерина II подписала Жалованную грамоту, в соответствии с которой Черноморское (Запорожское) войско получило кубанские земли в дар, то есть навечно и безвозмездно.
9 июня 1793 года был заложен пограничный городок Екатеринодар. Дар императрицы казаки оценили по достоинству. На берегу реки Карасун они поставили крепость и церковь. А вокруг – курени-казармы. Севернее – рубленые дома и хаты, которые заселили гражданские: кузнецы, пекари, портные, ткачи, мясники и даже иконописцы.
XIX век оказался переломным в истории Екатеринодара. В 1860 году он получил статус административного центра Кубанской области. Но ключевым событием стало строительство в 1870-1880-х годах железной дороги Тихорецк – Екатеринодар – Новороссийск. Скоростной путь открыл большой мир торговли и промышленного потенциала. Осесть в нём спешили русские купцы, армяне, турки, персы. Появились первые заводы – металлообрабатывающий и чугунолитейный, а также центр переработки нефти. Екатеринодар рос невиданными темпами. За 20 лет он превратился не только в крупный торгово-промышленный и транспортный центр Северного Кавказа, но и в город успешных людей.
Точку в судьбе неуклонно богатеющего Екатеринодара и его состоятельных обитателей поставила советская власть. В 1920 году город утратил и всякую жажду к обогащению, и своё историческое имя. Ревком Кубани посчитал «…название Екатеринодар напоминающим рабские времена, совершенно бессмысленным в республике труда навсегда освободившихся от потомков Екатерины и их приспешников», и постановил просить ВЦИК переименовать город в Краснодар.
Лучший для бизнеса
Сегодня Краснодар – крупный экономический, научный и культурный центр в южном регионе России. Мощный стимул для развития в последние годы он получил благодаря бурному росту на Кубани туризма и сельского хозяйства, а также проведению Зимней Олимпиады – 2014.
Сегодня Краснодар пытается возвратить себе давно потерянную вывеску города успешных людей. И не без результата. В разные времена – и в кризисы, и во времена экономического роста, влиятельный журнал Forbes неизменно объявляет Краснодар одним из лучших городов для бизнеса. А Кубань, по версии Агентства стратегических инициатив, стабильно входит в Tор-10 российских регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.
Успех края эксперты определяют по довольно простому алгоритму. В пользу Кубани свидетельствует, например, высокий уровень аграрного, производственного, научно-технического потенциала. Не последнюю роль играет и развитая транспортная инфраструктура, морские, железнодорожные, авиационные, автомобильные сообщения. Это означает, что регион имеет прямой выход к международным торговым путям и рынкам сбыта.
К тому же здоровый климат: морской воздух и тёплая, солнечная погода, способствуют активному развитию индустрии туризма и отдыха. Сегодня, судя по всему, маркетинговая борьба с заморскими конкурентами за российского туриста проходит довольно успешно. В слоган «Если есть на свете рай – это Краснодарский край» в 2017 году поверили порядка 16 млн человек.
Великое переселение
Лаконичная фраза закрепилась в сознании не только отдыхающих. С начала XXI века Краснодар переживает великое переселение. В поисках лучшей жизни в город переезжают и россияне, в основном, из северных районов, и трудовые мигранты из азиатских республик. Хотя Краснодар, находящийся от Черного и Азовского моря в 150 км, не совсем здравница, но ключи от солнечного рая точно находятся здесь, полагают переселенцы.
В итоге число жителей краевого центра неуклонно растёт. Если, по данным мэрии, в 2010 году в городе постоянно проживало около 745 тыс. человек, то в 2017 году – уже более 1,3 млн. «Неместных» привлекает не только климат и природа, но и доступное жильё, удачное расположения города на пересечении важных транспортных путей, а также возможности учёбы в вузах и стабильной работы. В 2017 году уровень безработицы в Краснодаре самый низкий в стране – 0,3%.
Структура бизнеса
Действительно, в Краснодаре существуют большие возможности для самореализации. Основа его экономики – это наиболее динамично развивающиеся отрасли: машиностроение, строительство и производство стройматериалов, транспорт, аграрный сектор, энергетический комплекс. Краснодар выпускает компрессоры и запчасти для них, измерительную технику, металлорежущие станки, цепи к комбайнам, солнечные батареи, средства радиосвязи, бытовую технику, гидравлическое оборудование, путевые машины, аттракционы и многое другое.
Нефтяная промышленность Краснодара – одна из старейших в России. Сегодня в городе функционируют нефтеперерабатывающий завод, предприятия по производству нефтяного оборудования, по добыче, хранению и транспортировки газа.
Причём, особенностью последних лет является появление новых производств и торговых площадок, бизнес- и развлекательных центров. Настоящий бум переживает жилищное строительство. По объёмам вводимого жилья Краснодар уступает только Москве и Питеру.
Градообразующих предприятий как таковых в краевом центре нет. Но позиции крупного бизнеса в городской и краевой экономике достаточно сильны. Лидеры на краснодарском рынке – ЗАО «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод – Краснодарэконефть», ОАО «Филип Моррис Кубань» (табак и табачные изделия), немецкий комбайновый завод Claas, Краснодарская ТЭЦ и другие.
Статистика обращает внимание на высокую предпринимательскую активность местного населения. По информации департамента экономического развития, в Краснодаре – более 94 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. В нём задействовано более 245 тыс. человек, (40,5% от населения, занятого в экономике краевого центра). 70% предпринимателей ведут бизнес в сфере торговли и услуг. Это и понятно, гораздо сложнее организовать производство и вывести продукцию на рынок, нежели что-то купить и заработать на перепродаже.
Не превратиться в «каменные джунгли»
Сегодня Кубань не обсуждает только ленивый. В разгар санкций, падения цен на нефть и инфляция её промышленность показала опережающую динамику. Причём, рекордную. По итогам 2017 года рост промышленного производства составил 4%, это в два раза больше общероссийских показателей. Ряд секторов Краснодара также оказались в числе «рекордсменов». Так, производство машин и оборудования показало рост на 43,3%, электрооборудования, электроники и оптики на 47,9%. Стабильно развивались сельхозпредприятия, розничная торговля, сфера общественного питания и транспорт.
Но такому амбициозному городу, как Краснодар, нужна более высокая динамика. Прогноз местных властей: к 2020 году объёмы выпуска промышленной продукции вырастут в три раза – до 471 млрд рублей. Точками роста производственной сферы должны стать новые территории и площадки.
Другим «флагманским» проектом в Краснодаре называют создание комфортной среды проживания. Рост населения и строительный бум ещё не означает улучшения качества жизни. Проблем общественного пространства в кубанской столице в избытке, они никуда не исчезают, а, наоборот, стремительно множатся. Одна из них – пробки и слабое транспортное сообщение между районами города.
Поэтому в дальнейшем город должен сделать ставку на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В сложившихся реалиях другой альтернативы нет. В противном случае пересыщенный жителями, машинами и хаотично возводимыми новостройками город успешных людей постепенно превратится в «каменные джунгли». По итогам 2017 года объём промышленного производства оказался на уровне 104%, это в два раза больше общероссийских показателей.
Валерий Горбачёв
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!