География, бурно развивавшаяся в халифате, требовала хорошо развитой картографии. Арабские географы, создавшие среди прочего глобулярную проекцию (в XI веке), были не столько художники, сколько математики и мастера орнамента.
В их работах никогда не встречалось ни рисунков с животными, ни изображений туземцев, ни морских чудовищ или парусных кораблей, которые так пленяют на старинных европейских картах. Арабские карты – это безупречно четкая, изящно стилизованная схема, намеренно лишенная всякой натуральности и жизни.
В подробном «Атласе ислама» мир выглядел как идеально ровный диск с расположенной в центре Меккой, где с левой стороны в земную сушу врезался Персидский залив, а с правой – Средиземное море. Никаких отклонений от геометрической правильности не допускалось: все реки, дороги и даже страны были вычерчены строго по линейке, а города и моря обозначены с помощью циркуля.
В некоторых картах – например, знаменитой карте аль-Идриси – мир был перевернут вверх ногами: север находился внизу, юг вверху. На известной карте Истахри тоже все перевернуто вверх дном: в центре Мекка, справа внизу Европа, наверху Африка. Еще более геометрический вариант той же карты напоминает набор инструментов для велосипедиста:
Со временем карты стали более точными, но более скучными: теперь это уже технические пособия, а не произведения искусства, на которое приятно смотреть.
© Владимир Соколов
Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":