Найти тему
NOIR

Гинтарас. Самый продаваемый в СССР катушечный магнитофон 60-х

Здравствуйте уважаемые любители старинной техники. Перед вами магнитофон Гинтарас, который выпускался заводом Эльфа в Вильнюсе, начиная с 1960 года. Иначе он еще назывался Эльфа-19 и был представителем целой серии магнитофонов с почти одинаковыми лентопротяжными механизмами и схемой.

До этого был Спалис Эльфа-10, а после Гинтараса с 1962 года - Айдас Эльфа-20, который получил заметно лучшие головки. После, с 1966 года - это уже Айдас 9М, который выпускался до 1970 года. Завод существует до сих пор, но называется он совсем иначе ипро Эльфу не вспоминает.

Так вот, стоил этот магнитофон около 100 рублей - вдвое дешевле своего современника, магнитофона Комета, за что был любим и уважаем народом. Лентопротяжный механизм таких Эльф можно назвать удачным за свои деньги.

-2

Самый мощный на то время двигатель КД-2 обеспечивал быструю и уверенную перемотку на катушках, диаметром 18 см. А вот Чайка и Комета имели катушки диаметром всего лишь 15 см. и мотали при этом заметно хуже.

-3

Протяжка Эльф работала надежно и бесшумно, однако частенько рвала и тянула ленту. Дело в том, что в ее конструкции не было тормозов, кроме тех слабеньких, которые находились в головочном блоке. Кроме того назвать конструкцию лентопротяжного механизма никак нельзя назвать удобной. При заправке ленты, вращая одну катушку, вы непременно будете вращать и другую. А для правильной работы на клавишах требуется тренировка, иначе обрыва ленты не избежать.

-4

Клавиши управляли работой протяжки через велосипедные тросы и кто имел дело с такими тросами, врядли хорошо о них отзовется - настроить их не каждому по плечу.

В магнитофоне имеется два пассика круглого сечения - один крутит тон-вал, а другой все остальное, при этом он очень длинный. Резина была не важная - трескалась, растягивалась и рвалась. После длительного простоя магнитофон если и работал, то уже плохо, звук плыл и перемотки не тянули. А пассики на замену были в большом дефиците.

Чтобы заменить длинный пассик требовалась непростая разборка механизма, а короткий пассик на тон-вал нужно было добыть строго необходимого сечения, иначе изменялась скорость.

-5

Схема магнитофона отличается от других мощным генератором стирания и подмагничивания. на отдельной лампе 6П1П. Это хорошее решение, так как стирание у других магнитофонов нередко было неполное. Питание этой лампы в режиме воспроизведения отключается, а при записи приходилось переводить выходной усилитель на пониженное потребление мощности, чтобы не перегрузить выпрямитель. Это не очень хорошо, так как препятствовало качественному сравнению записи и оригинала.

-6

Гинтарас выпускался со скоростью двидения ленты 19 м/c, так что расходы на ленту были немалые. Все это ведет к тому, чтобы назвать этот магнитофон полным противоречием, но все же удачным.

Так что, любовь к таким магнитофонам подвергалась суровым испытаниям и не всегда была взаимной.