Следующая часть размышлений о жестоких мужских играх в фильме «Жестокий романс». Уточняю: речь идет не о пьесе А.Н.Островского "Бесприданиица", а о фильме Э.А. Рязанова "Жестокий романс" как самостоятельной художественной единице.
Знаете анекдот про старого и молодого быков? Когда молодой рвется в долину, где пасутся телки, и на бегу прикидывает, как бы наскоро оприходывать вон ту рыжую или ту пятнистую, да унести ноги… А старый степенно отвечает, что сейчас ме-е-е-дленно, не раздражая сторожевых собак, спустится с горы и спокойно поимеет все стадо.
Вот таким старым, матерым быком и выглядит миллионер Мокий Парменыч Кнуров. (*как позже мне подсказали, само слово "кнур" в ряде диалектов обозначает самца-производителя в стаде). Он никогда не суетится. Мастер многоходовок, знаток людей, он точно знает, чего хочет, держит ситуацию в своих руках и всегда добивается желаемого. «Для меня невозможного мало» – это не пустая похвальба, а констатация факта. Во всех ключевых эпизодах он присутствует и вроде бы ничего особо и не делает. Вот только расклад всегда получается в его пользу.
Казалось бы, со своим богатством, связями и опытом он мог бы составить Паратову открытую конкуренцию в борьбе за Ларису. Но он этого не делает, сознательно оставляя за ярким соперником право первой ночи. Да что Паратов! Он даже ничтожному Карандышеву не препятствует. Почему?
А вы подумайте, нужен первогильдийному купцу, женатому человеку, столпу общества скандал с совращением сироты из благородного семейства? Погубление девицы – оно ему надо? Вот протянуть оступившейся красавице руку почти отеческой помощи – это другое дело. Это допустимо и почти прилично.
Опять же, разве не мог он при своих миллионах осыпать Ларису подарками, куда эффектнее всех прочих? Но зачем? Лариса не корыстна, выгод не ищет, ей от нелюбимых ничего не надо. Что бриллианты от Вожеватова, что коробочка от Карандышева – один почет. Так что незачем превращаться в ее глазах в еще одного докучливого, вызывающего раздражение поклонника. Куда лучше войти в полное доверие к матушке, скрытно ссуживать деньгами, стать другом дома. И на этих правах всегда быть рядом и иметь нужные сведения. А в ключевой момент спокойно явить себя в ином качестве.
Но с Паратовым как раз просто. А вот крепнущего молодого Вожеватова недооценивать нельзя. Тут интересы не столько сердечные, сколько деловые. Растет конкурент, и конкурент опасный, энергичный. Для опытного глаза наблюдение за охотой на красавицу многое расскажет о сильных и слабых сторонах соперника. Как предпочитает действовать, где совершает ошибки, на чем можно подловить…
Обратите внимание, как он ведет разговор: задает вроде бы риторические вопросы, «Как это Харита Игнатьевна согласилась на такого жениха?». Новой информации об Огудаловых в ответе нет и быть не может. Зато сколько интересного покажет ответ о самом Вожеватове, о его мотивах и ценностях!
При этом Кнуров не боится в нужный момент взять на себя обострение ситуации. Он сам находит момент и слова для разговора с Харитой Игнатьевной о содержании ее дочери. Именно он является автором идеи увода Ларисы со злосчастного обеда. Молодые хищники такого не планировали, они лишь развлекались с устроителем обеда Карандышевым, как кошка с полуживой мышью. О Ларисе они и не думали (как верно заметила ее мать: а кому нужно, что ты терзаешься?).
Кнуров же подловил момент, когда Лариса уже по потолку готова была бегать дошла до истерики, а Паратов хлопнул стакан коньяка натощак и потерял контроль над собой. Дальше – дело техники. Небрежно вброшенная идея, легкое подзадоривание (Да возможно ли это?) – и Паратов предсказуемо начал доказывать свое мужское всемогущество.
И ах, как в финале Кнуров виртуозно переигрывает молодого Васю! Точнейший расчет момента – перехват инициативы – и победа за ним. Вот предположим, что Лариса сразу успела в растрепанных чувствах упасть другу детства на грудь – он стал бы в ее глазах спасителем и утешителем, оставив старика не у дел. А так деловой разговор деловых людей состоялся до того, как Лариса вышла из каюты. (Хотя в этом моменте возникла и конспирологическая версия).
Обращение к Ларисе – это вообще с первого просмотра вызывает у меня смешанные чувства ужаса и восторга. Предложить несчастной обманутой девчонке в два с лишним раза моложе себя стать его любовницей, так, чтобы не добить ее унижением и самому не получить по морде гневную отповедь – ох, вот это искусство переговоров!
Ну вот только внезапную вспышку доблести у незадачливого жениха он не просчитал. Что ж, и у старых мастеров бывают болезненные промахи. Бывают...
Предыдущие статьи и обсуждения к ним здесь:
Часть 2. Паратов и его прототип
Часть 3: Шанс счастливого финала?
Часть 3а: исход игры в орлянку
Часть 4: Вожеватов - молодой и опасный