Одним из интереснейших экспонатов в феодосийском Музее Рыбы и Рыболовства является реплика чумацкой иконы, выполненная на сушеной камбале. Вполне возможно, что вы о таких даже и не слышали. Это вполне объяснимо: их осталось совсем неемного. Рассказываем, чем интересны и уникальны подобные иконы.
Символ христианства
Рыба является одним из главных символов раннего христианства. И это не случайно: рождение Христа совпадает с наступлением века Рыб, а само имя «Иисус» и слово «рыба» по написанию и звучанию были идентичны в древнегреческом языке. Первые двое учеников Иисуса были рыбаками, откуда в Библии и появилась фраза: «Сначала вы были ловцами рыбы, теперь вы станете ловцами душ человеческих». Рыба также нередко упоминается в связи с трапезами, описанными в Евангелии, например, в случае с насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами.
В раннехристианский период изображение Христа было недопустимым по причине гонений, поэтому стал использоваться акроним с изображением рыбы. Самого Иисуса символизирует дельфин, выступающий проводником через хаос и гибельные пучины. Символом христианской Троицы в свою очередь выступала рыба о трех головах.
«Чумачечая» камбала
В нашем Музее представлена реплика одной из двух уникальных икон, которые выполнены на сушеной камбале и ныне хранятся в Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Такие образы брали с собой в дорогу в качестве оберегов чумаки — перевозчики и торговцы солью и рыбой на территории современной Украины и Юга России.
Еще в 1906 году в Этнографический отдел Русского музея в Санкт-Петербурге поступили две иконы, написанные на сушеной камбале. Их обнаружил в селе Демки Золотоношского уезда Полтавской губернии археолог Иван Зарецкий. Иконы были написаны в XIXвеке масляными красками с двух сторон каждой рыбины. На обеих – образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Ученые считают, что рыба как бы усиливала святость написанной на ней иконы.
Обычно такие образы чумаки жертвовали храмам вместе с солью, имевшей большую ценность, - в благодарность за покровительство святых. Ведь многие чумаки погибали из-за атак на обозы с грузами гайдамаков и крымских татар или заражались чумой и умирали. Народная этимология даже возводила к названию этой болезни наименование самих чумаков. Однако скорей всего оно происходит от турецкого čоmak (булава) или čumakdar (тот, кто носит булаву). Ведь, как и казаки, чумаки всегда имели при себе оружие.
«Дальнобойщики» древности
На самом деле, ремесло чумаков носило мирный характер. Они отправлялись за рыбой и солью в низовья Дона и в Крым, к Черному и Азовскому морям, а потом развозили товар по ярмаркам. Чумацкий промысел возник еще в XV-XVI веках и был распространен почти по всей территории Украины. В 1840-е годы из Крыма только соли ежегодно вывозили по 130 тысяч тонн на 120 тысячах возах, которые сопровождали 30 тысяч чумаков. Во время Крымской войны (1853-1856 годы) они привозили на полуостров грузы для российской армии.
Типичный чумак владел несколькими возами (от 5 до 40), которые он сам же и собирал и в которые запрягались два или четыре вола. Он характеризовался как человек молчаливый, самоуверенный и исполненный собственного достоинства. Фактически чумаки были «дальнобойщиками» своей эпохи. Обычно они собиралась в артель-валку из 40 возов (были караваны и по 100-150 возов), которую возглавлял избранный всеобщим голосованием атаман. В дороге между участниками артели устанавливались товарищеские отношения, как в казацком походе. На досуге чумакам было запрещено играть в карты, чтобы не было соблазна проиграть чумачку, как называли походное имущество: волов, возы, оружие.
За день валка преодолевала около 30 километров. Например, путь из Харьковщины в Крым и назад занимал 9 недель, в Одессу — 13 недель, из Киевщины в Крым и обратно — 7 недель. В ночное время чумаки ориентировались по звездам: Млечный путь они называли Чумацкий шлях, Большую Медведицу — Чумацкий воз.
Возрождение традиций
На территории современной Украины неизвестны сохранившиеся до наших дней чумацкие иконы на сушеной камбале. Да и дела с ценной промысловой рыбой в Чёрном море сейчас обстоят не очень. Хотя в его акватории добывают около 50 различных видов рыб, 90% улова приходится всего на четыре вида: это хамса, килька, бычок и тюлька.
Тем не менее, летом 2018 года во время отдыха на Азовском море заведующий сектором «Каменская Сечь» запорожского Национального заповедника «Хортица» Андрей Лопушинский сумел купить свежевыловленную камбалу. Он высушил ее, а затем отдал херсонской художнице Оксане Оснач для выполнения копии чумацкой иконы по образцу подлинников из Этнографического музея в Санкт-Петербурге. Впоследствии нашлось много желающих приобрести подобный необычный сувенир. Правда, от иконы слишком пахнет рыбой, поэтому в будущем такие поделки будут скорее всего выполнять на гипсовых муляжах.
Копия чумацкой иконы в нашем Музее, как и многие другие предметы в экспозиции, происходит из коллекции феодосийца Михаила Куманцова (насчитывает около 5000 предметов). Он профессиональный ихтиолог, с 1991 года собирает муляжи рыб, монеты, карты, предметы «рыбной» истории Феодосии, гжелевые фигурки рыбаков, подборки рыболовных снастей и пр. Надеемся, что наш Музей будет способствовать возрождению интереса к старинным промыслам, таким как рыболовецкий и чумацкий.
А не так давно крымский поэт Николай Ледаков, впечатлившись одной из картин Ивана Айвазовского с изображением чумаков, даже посвятил им одно из своих стихотворений:
Навстречу алому закату,
Под сенью дивных облаков,
Снимая для ночлега хату,
Идут обозы чумаков.
Везут торговцы соль из Крыма
И рыбу с южных берегов,
Вернуться им необходимо
К началу зимних холодов...
Источник:
http://m-fish.ru/interesnye-materialy/samaya-neobychnaya-ikona-kotoruyu-vy-videli-v-svoej-zhizni/