Найти тему

Вводный урок биологии в пятом классе. Делюсь наработкой.

Хорошее начало первого урока, да еще и в пятом классе — задел на весь учебный год. Пятиклассник должен понять и принять, что его ждет.

Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Я преподаю биологию по «Линии жизни» Пасечника. Здесь рассказываю, как составлено мое календарно-тематическое планирование. Все материалы, которые я уже сделала, можно найти на главной странице канала.

А сегодня первый урок.

Приходят совершенно незнакомые детишки. Мальчики, как правило, готовы побуянить, но и позадавать интересные вопросы. Девочки приготовили красивые тетради, предвкушают, как будут рисовать в них схемы и котиков.

Ну, а начинаем мы с рассадки.

Во времена былые, когда парты у меня в кабинете стояли классическим порядком в три ряда, я заранее обращалась к первому учителю этого класса за советом, кого с кем посадить. Но давно этого не делаю.

Во-первых, у меня не математика, которая требует тишины и сосредоточенности индивидуальной работы. Во-вторых, либеральное учительское начало во мне превалирует над авторитарным — стараюсь не ущемлять свободу ученика, где только можно. Школа не должна быть каторгой, в том числе каторгой находиться рядом с человеком, который тебе неинтересен — а ведь именно такая рассадка приводит к совершенной дисциплине на уроке.

И в третьих, парты у меня стоят как столики в кафе. Хотите верьте, хотите нет, но я уже двенадцать лет практикую такую расстановку столов, как на фото. Подробнее о ней я рассказываю здесь. У меня вообще весь курс заточен на работу в группах. Редкий урок обходится без нее.

Если быть совсем честной, то парты так стояли до первого сентября нынешнего года. Сейчас и я хожу по кабинетам, поэтому снова привыкаю к классической рассадке. Но надеюсь на возвращение к "кабинету-лаборатории".
Если быть совсем честной, то парты так стояли до первого сентября нынешнего года. Сейчас и я хожу по кабинетам, поэтому снова привыкаю к классической рассадке. Но надеюсь на возвращение к "кабинету-лаборатории".

Дети, конечно, такого не видели. И заходя в кабинет, чувствуют растерянность. Чтобы избежать ее, я заранее, еще в коридоре, сообщаю им, что сесть они должны по четыре человека. Кто с кем хочет.

Я делала по-разному. И сама рассаживала, и перемешивала группы время от времени, но все-таки пришла к выводу, что комфортнее всего и детям, и мне, если они сидят кто с кем хочет. Они охотнее обсуждают друг с другом вопросы, придумывают больше креативных штучек. А если сидят, как я посажу, половина не хочет общаться, работа пробуксовывает.

Такой титульный слайд встречает учеников на доске (экране)
Такой титульный слайд встречает учеников на доске (экране)
Если вы пользуетесь программой ActiveInspire, приглашаю скачать флипчарт к уроку целиком.

Как только все выберут себе место, прошу подумать еще раз, потому что это надолго. Сообщаю, что пересесть сами они уже не смогут. Кое-кто меняет дислокацию, и через пару минут у каждого есть место по душе.

Приветствие, знакомство — не буду на этом останавливаться, это по умолчанию. А вот запомнить лица и имена — первостепенная задача.

Иногда на детях присутствуют бейджики с именами, но это инициатива классного руководителя или родителей, и она не всегда имеет место. Поэтому на каждый стол заранее кладу листочек в половину тетрадного, на котором дети запишут номер группы и свои имена-фамилии. После уроков переписываю эти сведения на один лист и постоянно держу на рабочем столе. Несколько уроков — и всех запомнила. Главное, чтобы дети не пересаживались без спроса.

Следующий этап — подписываем тетрадь. Считаю тетрадь для записей основой основ изучения предмета, поскольку все, что ребенок записал своей рукой, он как бы «прожил». Записи развивают моторную и зрительную память, позволяют быстро повторить главное. Даже если ребенок не читал дома, не учил (мало ли что — голова болела), открыть тетрадь перед уроком и прочитать записи прошлого урока — минутное дело.

Кроме того, ученик в конце года сдает учебники, а тетрадь остается с ним. Сколько я слышала благодарностей от сдающих ОГЭ за то, что им было на что опереться при повторении. Я практикую систему опорных конспектов, о которых обязательно расскажу в другой статье.

Тетрадь мы подписываем необычно. Я вообще стараюсь уходить от официоза и бюрократии, которых в школе стало слишком много. На мой взгляд, требования писать на всех предметах ручкой одного цвета и строго оформлять свои записи убивает творческое начало в ребенке (уже готова ловить тапки от поборников «единого орфографического режима»).

Русский язык и математика — это святое. Здесь единый орфографический режим уместен. Но на биологии не вижу смысла в отсчитывании клеточек. Поэтому разрешаю писать любым цветом, кроме красного, даже приветствую разные цвета как опорные сигналы. Прошу детей обязательно записывать в тетрадь свои вопросы, которые родились, например, во время прогулки или просмотра телепередачи. Наблюдения, мысли, рисунки, вклеенные заметки— всему есть место, если оно, конечно, имеет отношение к предмету.

А называется наша тетрадь «Научный дневник». Не сама придумала, нашла на канале "Привет, родитель!", вот в этом материале.

Вы не поверите, но даже с таким слайдом дети умудряются подписать тетрадь следующим образом: "Коля П."
Вы не поверите, но даже с таким слайдом дети умудряются подписать тетрадь следующим образом: "Коля П."

Статья получается длинная, но от урока прошло всего несколько минут. Расселись, записали имена и фамилии на листочке, подписали тетрадь.

Дальше речь идет о правилах поведения. Раздаю памятку «Законы кабинета биологии». Если есть — еще и клеящие карандаши. Если карандашей нет, прошу приклеить памятку дома. Обсуждаем законы и поднимаем руки, кто согласен, что они справедливы. Все, дальше нарушать законы становится неудобно.

Вот так это выглядит на экране
Вот так это выглядит на экране

На этом уроке обсуждаем только «Законы». Вторая половина - «Как готовиться к уроку» станет необходимой в другой раз. А то много на один урок официоза. Подробнее о памятке можно почитать здесь.

Приступаем к собственно биологии. Считаю необходимым, чтобы ученик хоть примерно представлял перспективу изучения предмета. В более старших классах практикую «Карты тем» (обязательно опишу позже). В пятом-шестом ограничиваемся Оглавлением учебника. Хорошо работает на развитие регулятивных УУД.

Слайд для работы с оглавлением
Слайд для работы с оглавлением

Итак, открываем Оглавление и пытаемся ответить на следующие вопросы:

1. Что мы будем изучать? Обычно дети читают названия отдельных параграфов. Акцентирую их внимание на названиях глав как крупных темах.

2. Зачем мы будем это изучать? Вот этот основополагающий момент должны проговорить сами дети. Не учитель навязывает какие-то сведения, а ученик понимает, что это нужно.

3. Какими вы видите себя в конце учебного года? Вопрос подводит ребенка к образу успешного ученика с пятеркой по биологии ( а может быть, и по другим предметам), имеющего что сказать по темам, которые обозначены в Оглавлении.

4. Что для этого нужно сделать? Ребенок должен осознать, что добиться успеха и самоуважения он может в том числе активно работая на уроке, выполняя домашние задания, интересуясь дополнительными книгами, сайтами, передачами, музеями и т. п. Главное, чтобы дети сами все это проговорили.

Вопросы эти я не сама придумала. У нас в школе проводились курсы от МИРНО под названием «Проектирование урока и учебного занятия в формате технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС». Почерпнула из них.

Из тех же курсов взяла идею «Ленты времени» (см. иллюстрацию ниже). Обсуждая вышеприведенные вопросы, мы ведем по «Ленте времени» мальчика Степу. Если уж начинать работу с этой «Лентой», важно в начале и в конце каждой темы возвращаться к ней и фиксировать положение Степы во времени. Так дети смогут визуализировать свое собственное положение относительно изучения предмета. Сколько изучили, сколько осталось. Что я уже знаю, что мне предстоит узнать.

Это исходное состояние слайда. Зеленые кнопки позволяют вызвать "в мир" названия тем.
Это исходное состояние слайда. Зеленые кнопки позволяют вызвать "в мир" названия тем.
А это слайд после работы с ним. Темы названы, Степа дошел до конца учебного года.
А это слайд после работы с ним. Темы названы, Степа дошел до конца учебного года.

Из всего многообразия биологических вопросов сегодня мы познакомимся с первым крохотным кусочком. Открываем первый параграф, ищем определение термина «биология», отвечаем на вопрос: «От каких греческих слов образовано название этой науки?» Акцентируем внимание на роли греческого и латинского языков в развитии науки.

Несколько лет назад у меня был ученик, который сформулировал важность это момента следующим образом: «Знаешь двести греческих корней — и ЕГЭ у тебя в кармане!»

Тренируемся в переводе. Зная корни «биос» и «логос», ученики трактуют такие термины, как «биотехнология», «климатология», «биокефир», «геология». Они просто чувствуют, что на глазах умнеют!

Учебник Пасечника предлагает рассмотреть деление биологии на биологические дисциплины. Качество рисунка «как не для людей», но, к сожалению, сейчас многие учебники этим грешат. Предлагаю ученикам прочитать абзац 2 и рассмотреть этот рисунок, а потом ответить на вопросы:

1. Какие проявления жизни изучает биология?

2. На какие дисциплины делится биология?

3. Можно ли утверждать, что биология изучает только животных? Почему?

Тот самый рисунок. Пришлось заскринить с диска, который прилагается к учебнику В.В.Пасечника.
Тот самый рисунок. Пришлось заскринить с диска, который прилагается к учебнику В.В.Пасечника.

Важный элемент урока — вывод с обязательной записью его в тетради. Всегда предлагаю детям сделать вывод самостоятельно. Формулирую это так: какой вывод можно сделать из того, что мы с вами сейчас прочитали и посмотрели?

Понятное дело, дети формулируют по-детски, и записывать это не имеет смысла. Тем не менее, важно, чтобы дети записали именно свои мысли или хотя бы пребывали в уверенности, что записывают свои мысли. Поэтому можно обобщить все сказанное ими примерно такими словами:

«Давайте объединим мысли Пети, Маши и Дани в одно целое и чуть-чуть перефразируем для красоты. Получится примерно так:

Биология — наука о живой природе. Она делится на несколько биологических дисциплин, каждая из которых изучает определенные организмы и ли их функции».

Получилось то, что сейчас называют новомодным словосочетанием big idea. Ее-то и записываем в тетрадь после даты и темы. Тема у нас записана как «Вводный урок» (я ее пишу от руки в той же строке, что и дату).

-9

Ну, и самое интересное — работа в группах. Скорее всего, дети работают так первый раз, поэтому приходится пояснить «правила игры». Сегодня мы учимся обсуждать вчетвером вопрос и вырабатывать единый ответ. Озвучит его тот, кого группа выберет «спикером».

Вопросы для обсуждения:

1 и 2 группы — значение биологии для первобытного человека;

3 и 4 группы — значение биологии для современного человека;

5 и 6 группы — значение биологии для человека будущего;

7 группа — значение биологии для космонавта.

Обычно у меня шесть групп, но в больших классах появляется седьмая, поэтому я заготовила для нее вопрос на всякий случай.

Можно заморочиться на выбор группой вопроса по жребию. Например, пройти по кабинету с листочками, на которых вопросы написаны. Единый проход между сдвоенными партами делает такой прием быстрым и комфортным.

Пока группы обсуждают свои вопросы, я наблюдаю на ними. Самые активные группы получат плюсы, спикеры — по пятерке (если, конечно, внятно донесли мысль). Поощряются уточняющие вопросы от одной группы к другой, а также возражения, высказанные в корректной форме. Все, кто внятно высказался, получат по пятерке или хотя бы по плюсу.

Я вообще щедра на такие стимулы, поскольку дети у нас слишком «молчащие». Боятся сказать что-нибудь не так. Хвалю за любое высказывание. Если ребенок не прав, могу сказать: «Ага, и такое мнение в нашей копилочке есть! Отлично!» К пятому-шестому уроку у меня говорят практически все.

Итоги урока. Плюсы и пятерки розданы. Всякие смайлики «Мне сегодня на уроке было комфортно/некомфортно» не практикую. Времени на это жалко. А вот вопросы на повторение обязательно. Что мы сегодня обсуждали? Зачем мы это обсуждали? К какому выводу пришли?

Домашнее задание. Как правило, делю его на обязательное и дополнительное для желающих. Дополнительного может и не быть, но только потому, что моя фантазия еще не придумала ничего на определенную тему.

Сегодня я задаю читать стр. 6 учебника (напоминаю: у меня «Линия жизни» Пасечника В.В. с аммонитом на обложке) повторить записи в тетради.

Дополнительное задание: составить высказывание длиной в 1 предложение о важности любой из представленных на рис. 1 наук и записать его в «Научный дневник».

В следующий раз я расскажу, как провожу этот урок в дистанционном формате.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.