Найти в Дзене

Иваново и Калиниград: единство и противоположность

В сентябре этого года путешествовали по Золотому кольцу, в том числе останавливались в Ростове, затем поехали в Суздаль через Иваново (для информации: в Ивановской области 95 бензин на Лукойле 43.50, а в Ярославской, Владимирской, Тверской выше 47, для меня загадка почему).

Время позволило задержаться на несколько часов в Иваново. Интернет дал подсказку- одна из достопримечательностей Иваново - Рабочий поселок, построен в 1924—1928 годах в соответствии с концепцией  города-сада, дома имеют фахверковую конструкцию. Многие из вас читали статью на канале "Не был в Амалиенау, не видел Калининград" и понимают, почему я не могла не заехать в Иваново - я должна была увидеть город-сад № 2. При прогулке по Рабочему поселку возникло много вопросов; сделала фотографии, стала искать информацию.

Увеличение числа жителей в начале 1920-х годов привело к жилищному кризису; решением проблемы занялись рабочие кооперативы. С 1924 года им стали безвозмездно выделять земли для строительства. Проектированием поселка занялось московское акционерное общество «Стандарт». Я учитель истории, но в учебниках, не встречала информацию, что во времена НЭПа существовали акционерные общества, а выходит они имели место быть, в том числе и в строительстве. По проекту иваново-вознесенского архитектора Г. Г. Павина, поселок был рассчитан на 8000 жителей, размещавшихся в 144-х двухэтажных домах-коттеджах с двухуровневыми квартирами на две семьи, а также четырёх-, восьми- и десятиквартирных. Все дома типовые, сборные, фахверковой конструкции, т.е. строили их по засыпной технологии: стены представляют собою две доски, между которыми засыпан песок или шлак.

Дома фахверковой конструкции строить легко, дёшево и быстро. В начале ХХ века такая конструкция использовалась в строительной практике скандинавских и прибалтийских стран, но в Центральной России практически не была известна. Разумеется, на долгий срок годности подобные конструкции не рассчитаны. Добавим к этому воплощение идеи город-сад, потаенной мечты человека о рае на земле, где комфорт и удобство сочетаются с социальной справедливостью, равенством всех и всеобщим благоденствием.

Иваново-Эдем. Новая Америка. Рисунок из интернета.
Иваново-Эдем. Новая Америка. Рисунок из интернета.

На стройплощадку посёлка, воспринимавшегося как предтеча нового мира, привозили гостей города и официальные делегации. В 1925 году здесь побывала революционерка, журналистка и писательница Лариса Рейснер. Увиденному она посвятила очерк, восторгаясь масштабами строительных работ, называла посёлок "советской Америкой".

По проекту предусматривались и были построены школа, детский сад с яслями, больница, которые функционируют и по сей день.

Через два года после начала строительства в поселке появилось 138 новых жилых домов на 912 квартир. С виду они напоминали западноевропейские коттеджи, поэтому район тогда называли “Ивановской Голландией” или “Ивановской Швейцарией".

Но известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями… Уже в декабре 1929 года появился очерк "В коттеджах рабочего поселка" («Рабочий край», 11.12.1929), в котором автор, подписавшийся псевдонимом «Кирша Данилов», писал о всех недостатках поселка: высокой плате за проживание в «счастливых домиках», низком качестве строительства и постоянной необходимости ремонта, о сомнении жильцов в том, что они простоят те сорок лет, через которые квартиры будут переданы жильцам в собственность. Разумеется, на долгий срок годности подобные конструкции не рассчитаны. Первый рабочий посёлок был сильно перенаселён, коттеджи требовали постоянного ремонта, жильцы говорили "и двадцати лет не выстоят" и стремились переехать. Но люди живут в таких домах до сих пор, то есть им почти СТО лет.

Для понимания комфорта для народа по-большевистски приведу выдержки из очерка.

На 1-м рабочем поселке кухня общая на четыре семейства. У одной плиты орудует четыре хозяйки. Плита отапливается вскладчину, каждая приносит по нескольку поленцев.....
Неразрешимой проблемой становится и то, как на ограниченное чугунное поле плиты уместить все котелки, чайники и горшки, так чтобы никому не было обидно, чтобы всем горшкам хватило «жару». Ожесточенная дискуссия на эту тему заканчивается потасовками, вмешиваются мужья.
«Рай» превращается в ад. Мелочная злоба друг на друга плодит мелкую детскую месть: тащат мясо из супа, подбрасывают в суп мыло – всего не счесть. Нет согласия и при уборке кухни и коридора......
Уборная тоже общая. Многие ведут себя нечистоплотно, это тоже порождает ссоры.
Чтобы оздоровить чересчур раскалённую атмосферу, в некоторых коттеджах правление поселка отменило общую кухню. В каждой двухкомнатной квартире своя кухня. Мало этого, правление ликвидировало и общие уборные. В каждой двухкомнатной квартире своя уборная. Вот это и есть «счастливые домики».

Посёлок, ставший экспериментом непосредственно на строительной площадке, интересен как один из первых примеров массового индустриального строительства в СССР и как пример использования традиций фахверкового строительства в типовом строительстве. Несмотря на то, что проект не был воплощён в полной мере, он доказал состоятельность предложенной «Стандартом» формы объединения усилий архитекторов, технологов и строителей при решении проблем массового жилищного строительства, так написано в википедии.

С моей точки зрения, большевикам пришлось изобретать велосипед, т.е. взять лучшее из буржуазного мира, но при этом строить дешево, на большее количество жильцов и в кратчайшие сроки. Эксперимент удался лишь отчасти, для жильцов домов он превратился в ад, для города в проблему. Ветхие дома в новейшей истории города расселяют выборочно, строительство новых многоэтажек ведется хаотично, что в итоге создает дополнительные проблемы.

Прогуливаясь по улицам, сложно понять, что, где, как? Сложилось ощущение, что автор очерка "В коттеджах рабочего поселка" ох, как был прав; его строительство стало дорогой, вымощенной благими намерениями… Вот только не мог он знать тогда, что это будет дорога для нескольких поколений жителей Иваново.

Два города, два эксперимента строительства города-сада, и насколько разный результат. В 90-е годы в Калининграде большое количество вилл передали детскими садам, решив, тем самым, две проблемы: обеспечение семей местами в садах и сохранение исторического облика Амалиенау. Возможно вам известны подобные эксперименты в других городах и странах, буду рада, если поделитесь информацией.