Лодки в разных краях Земли как и национальности у людей множественны и выглядят по-разному. Их вид и конструкция диктуется жёстким регламентом - установленным матушкой-природой.
Японские тараи-бунэ, что на фото и, скорее напоминают таз, сразу навевают старый стишок:
"Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу...". На северной горной реке с мощным потоком конец стихотворения будет как раз кстати: "Будь попрочнее старый таз, подольше был бы мой рассказ".
Автор: Декабрист Февральский
Реки у нас, на севере - не широкие, но с мощным горным течением и каменистым дном. И даже в низовьях с отмелями, заставляющими учить каждый летний сезон - гуляющий фарватер. Дополнительные трудности подкидывает постоянно меняющийся уровень воды из-за дождей или разлива впадающих ручьёв.
Поэтому хочется рассказать о тех лодках, что чаще всего встречаются в моих местах. Начну с той, что считается национальным творением коренных жителей. По-русски, многими называется "шняга". Различается с собратьями - длиной. Может, немного шириной - но профили и пропорции стабильны. Сейчас их делают из половой доски и выгнутых и подваренных железных уголков (в качестве шпангоутов).
Конструкция, на первый взгляд проста. Однако, мастеров в моём районе республики остались буквально единицы. Лично, слышал о двух. На самом деле, если и больше, то не на много.
Особенность этих лодок, не смотря на собственный вес - грузоподъёмность и малая осадка.
На шесте легко преодолевают перекаты мелководных рек. А если тащить за конец через перекат, то справится и субтильный юноша.
Дно плоское. Но по носу и корме загибается вверх. На самом носу (он обрублен, не острый), как правило, небольшая площадка для постановки с неё сетей. И для прочего промыслового действа.
"Шахтёрка", которая отличается самой большой длиной (>6m), иногда требует второго человека. При начале движения на корме. А потом или по центру или на носу лодки. Иначе, тронуться с места сложно :)))
На борт берут такие суда - много груза. Счёт идёт не на один и не на два центнера. Вплоть до тонны, легко. При этом, многие, кто ходит по обычному течению для нашей срединной речной местности, ставят моторы десятки. Но на стремительные потоки чуть повыше, конечно же, требуются 20 л.с.
На ход эти лодки лёгкие, как ни странно может многим показаться.
Регистрации такие маломерные суда у нас не требуют. Почему, не вдавался в подробности. Негабаритный или большой груз в наших краях больше не на чем и возить. Те же брёвна, доски, металл и прочее.
Дорог на севере нет, за исключением зимников, только в их сезон.
И то лишь парочка. Так что, замены этим трудягам-лодочкам НЕТ!!!
На этом фото, лодка на ремонте. На самом деле она и сейчас может быть на ходу, но хозяин решил заменить пару досок и покрасить. Пользуется пока другой подобной.
Учитывая частые перекаты и мелководье на плёсах - некоторые приспосабливают к хождению по реке старые, добрые "Казанки".
Они по показателям маломерных судов почти невесомые, металл тонкий и сверлится и клепается без особых усилий.
Вдобавок, прогонистые, с хорошим профилем и килеватостью под транцем (выпускались с тремя разными углами килеватости).
Это позволяет им быть достаточно лёгкими на ход, что немаловажно при движении против течения на наших горных реках.
Переделка не такая уж и сложная. Просто, по килю вырезается кусок с днищем и делается тоннель. Значительно завышается транец (фото ниже). Дифферент на моторе выставляется крутовато. Сейчас объясню почему.
Дело в том, что такая лодка не предназначена для "полётов" по волнам. И идёт она специально сильно задрав нос. По сути, только часть корпуса на воде при движении.
Минус в шумности (мотор булькает и даже 4Т шумит как 2Т). И ещё один минус - в возможной безвозвратной потере мотора.
Если ты не знаешь фарватер и какой-нибудь валун окажется на твоём ходу посередине корпуса лодки, то разбитым винтом не отделаешься. Через эту шахту, сапог ПЛМ от удара на 99% возможных случаев превратится в лом цветмета. А так, если откровенно, у нас, не зная лоции, лучше вообще не соваться на воду. Ну и пьяным, конечно же. Не обсуждается даже.
Конечно, куда же деться без мотовесла? Ну, тут особых переделок самой лодки не требуется. Может, некоторые подделывают высоту транца под себя. Такая же ситуация и с улитками для переделки ПЛМ в водомёт.
Некоторые ставят защиту на винты или сварные мощные лапы под "плавник" на сапоге.
Что касаемо мотовёсел, то я их недолюбливаю. Чаще всего, это двигатели OHV, неспособные подолгу служить при долгих больших оборотах и долговременных нагрузках даже на средних скоростях вращения вала. Такова их конструкция, к сожалению. Чаще всего рассчитаны на работу на минималках на такой технике как компрессоры, генераторы и т.п.
Даже мной любимая Honda, выпускающая такую технику - особым ресурсом не отличается.
Слизанный нынче Lifan -ом и поставляемый на переделку "Буранов", для изготовления мотовёсел, подобный силовой агрегат, вряд ли будет долго радовать хозяина.
Вечная проблема - клапана и их дурацкий, устаревший привод на порядок уступающий верхневальным конструкциям. Спасибо за прочтение! Если есть вопросу - обсудим в комментариях.