Найти тему

Как увлечь английским детей разного возраста

Оглавление

Материал создан при поддержке LGEG.

Основатель центра образования LGEG Юлия Десятникова рассказывает о том, как использовать возрастные особенности и интересы детей для освоения английского и других иностранных языков.

Для начала давайте определимся с понятием «интерес». Что нам интересно? То, что производит на нас сильное впечатление и дарит нам яркие эмоции. То, в чем мы чувствуем себя успешными. То, с чем у нас связано ощущение комфорта.

Отличный пример – подъем на гору ради прекрасного вида. Можно карабкаться по скалам, прикладывая серьезные усилия. И на вершине пережить настоящий восторг. В нем будет и ликование от победы над собой и над обстоятельствами, и ощущение себя на своем месте, и желание испытать все это еще раз – потому что положительные эмоции «Я поднялся! Я молодец!» перекрыли затраченные усилия.

Эти правила работают как для детей, так и для взрослых. Но у детей есть еще один важный аспект – возраст. То, что вызывает восторг у трехлеток, не пробудит никаких эмоций у 12-летнего человека. А то, чем легко можно увлечь семилетку, покажется трехлетке скучным и не заслуживающим внимания. Каждый возраст требует особого подхода. Давайте разберемся с этими особенностями.

Три года – возраст игры

-2

Интерес ко всему в окружающем мире в трехлетнем возрасте формируется через увлекательную игру. Чем лучше вы играете с ребенком, тем выше шансы на него воздействовать.

В этом возрасте дети очень чувствительны ко всему новому. И момент столкновения с незнакомым языком может оказаться стрессовым, если не подойти к ситуации с большим вниманием и тактом. Просто заговорить в присутствии ребенка на иностранном языке и ожидать попытки ответной коммуникации бессмысленно. В лучшем случае ребенок не обратит на вас внимания. В худшем – заплачет. Потому что ему будет непонятно, что происходит, а значит, тревожно. И сигнал тревоги он умеет передавать окружающим с помощью плача.

Поэтому занятия с малышами в центре LGEG построены очень деликатно, погружение в языковую среду происходит плавно. Все начинается с невербального контакта. Например, мы проводим урок-сказку на русском языке, где звучит музыка и иногда возникают «непонятные» слова. Мы с детьми весело танцуем под эту музыку, и только позже герои сказки начинают произносить какие-то слова и фразы. Кто-то из персонажей невзначай говорит фразу на английском языке. Или ребенку бросают мяч. Один, два, три раза. И в какой-то момент он слышит слово ball. А потом еще одно, и еще. В тот момент, когда ребенок услышал пару десятков слов, наступает качественный скачок и ребенок перестает обращать внимание на то, что эти слова ему незнакомы.

Еще один важный аспект – трехлетки очень требовательны ко взрослым, им нужна достоверность. Так что если преподаватель назвался котом, то мяукать и выгибать спину надо по-настоящему – чтобы ребенок ему поверил. Зато если взрослый играет по правилам, если у него есть чувство меры и такта, если в наличии талант и высокий уровень актерского мастерства, то он точно сможет пробудить у трехлетнего ребенка интерес к чему угодно.

Семь лет – возраст познания и побед

-3

В семь лет ребенком движет любопытство. Интересно все неожиданное: опыт, эксперимент, взрыв. А еще в семь лет дети любят что-то делать своими руками, участвовать в процессе создания какого-то чуда. Ну и наконец, семилетнему ребенку особенно важно получать от взрослых оценку своих успехов.

С семилетним ребенком можно с самого начала уверенно разговаривать по-английски. Простыми словами, простыми конструкциями на непростые темы. Но при этом максимально разнообразить совместную деятельность. Одно занятие может быть музыкальным, другое – театральным, третье – спортивным, четвертое – экспериментальным. Самое важное в этом возрасте – подкреплять информацию о языке сильными эмоциональными переживаниями. Ребенок настолько концентрируется на этих моментах, что с легкостью поглощает предлагаемые лингвистические знания. А вот чего ни в коем случае нельзя допускать – это чтобы дети скучали.

Двенадцать лет – возраст поиска ролевых моделей

-4

Дети в этом возрасте ориентируются на внешнее окружение – на компанию друзей и на взрослых из своего круга общения. Родителям в этот момент обязательно нужно задаться вопросом «Кто тот человек, который формирует интерес у моего ребенка?» и способствовать тому, чтобы в окружении ребенка появились взрослые, которые смогут стать для него значимыми и полезными, выступить ролевыми моделями в момент важных жизненных решений в дальнейшем.

Формирование интереса в 12 лет происходит по общим законам – через яркие впечатления, успех и комфорт. Но проживать все это в одиночестве уже не хочется. Именно эффект группового опыта в этом возрасте в разы мощнее. Но важно, чтобы преподаватель грамотно контролировал эту группу и чтобы она была правильно сформирована. В противном случае она начнет диктовать ему правила игры – дразнить наставника в этом возрасте крайне занимательно.

Также в этом возрасте важна продуктивная деятельность: дети всегда максимально увлеченно занимаются тем, результаты чего потом можно показать и получить признание, и ощутить уверенность, что окружающий мир заинтересован в тебе. Мир – это прежде всего родители. Конечно, и в три, и в семь лет мнение родителей тоже очень важно. Но именно к 12 годам, когда дети начинают демонстрировать большую отстраненность и независимость, участие родителей на самом деле им нужно больше всего. И еще в этом возрасте дети безошибочно считывают отношение взрослых к тому, что они делают.

Знание возрастных особенностей в сочетании с применением современных образовательных методик – залог успеха во всем, что связано с образованием, в частности с освоением иностранного языка. Если в лингвистической работе с детьми применяются все эти принципы, то считайте, что золотой ключик успеха у вас в кармане.

Запишитесь на собеседование в LGEG в сентябре и начните учебный год, когда вам удобно!