Моя мать иногда пишет нечто вроде мемуаров. Ей уже 82 года, но она еще сохраняет бодрость духа и ясность ума. Сегодня я выкладываю ее воспоминания - уже не так много осталось очевидцев ушедшей эпохи...
Солдатский суп
Много чего произошло в моей жизни за 82 прожитых года. Но есть моменты вроде бы не судьбоносные, но запомнившиеся на всю жизнь…
«Есть на севере хороший городок,
Он в лесах суровых северных залег.
Русская метелица там кружит, поет,
Там моя подруженька, душенька живет".
В пору моего детства эта песня была очень популярна у нас в школе, в которую я пошла в сентябре победного 1945 года. В перемены ученики начальных классов, взявшись за руки, образуя круг, водили быстрые хороводы и распевали эту песенку.
И мне всегда казалось и думается до сих пор, что речь в ней идет о нашем небольшом городке Шарья в Костромской области, окруженном суровыми северными лесами.
А еще помнится, как в большую перемену на парты с открывающимися крышками нам ставили стаканы и приносили в класс корзинку с булочками.
Каждый получал по белой булочке и стакан сладкого чая. Для большинства из нас это было тогда очень вкусно и важно – дома булочки были не у всех.
А еще запомнился 1943 год. В наш город после боев под Сталинградом для отдыха и пополнения прибыла одна из дивизий Красной Армии. В наш дом, обычный деревянный дом, в котором жила семья из шести человек – трое взрослых и трое детей 11, 5 и 3 лет, были определены на постой пятеро солдат.
На мой взгляд пятилетней девочки это были молодые крепкие дяди, и я очень удивлялась, когда мама и тетя называли их «мальчики». Было им по 19-20 лет.
Спали тогда в нашем доме везде: на кроватях, деревянном диване, полатях, детей переселили на печку.
Мои родители и тетя делали все, чтобы «мальчикам» было хорошо, угощали их горячей картошкой и поили молоком. Мы, дети, не были голодными – у нас была кормилица, корова Красуля и огород, где росли всякие овощи.
Но у солдат в огороде была оборудована полевая кухня, где готовили им еду, и они приносили ее в котелках домой и угощали нас очень вкусным рыбным супом.
И этот вкус солдатского супа с треской и крупной перловкой остался в моей памяти навсегда.
Сколько раз, став взрослой, я пыталась сварить что-то похожее, но у меня ничего не вышло – всем этим супам было далеко до того, солдатского.
Очень жаль, что я не знаю дальнейшую судьбу этих ребят, но три недели их житья у нас я помню очень хорошо уже много лет.
Софья Ивановна Новикова
Вот такие нехитрые воспоминания моей матери. Если вам будет интересно, я могу выкладывать и дальше ее мемуары о навсегда ушедшем от нас прошлом.