Анонимность – одно из самых больших преимуществ интернета. Ведь здесь можно смело писать то, за что в обычной жизни можно было бы схлопотать «в бубен». И многие активно этим пользуются. Хейтеры изводят блогеров, любители хайпануть придумывают скандальные факты, а конкурирующие компании очерняют друг друга пачками заказных отзывов. При этом все забывают, что ответственность все же может вас догнать. И типичным доказательством тому стало громкое дело одной финансовой компании, которой удалось отстоять свою честь в суде и получить от виновного 630 000 компенсации за моральный ущерб.
Почему финансовый брокер выиграл суд
Стоит признать, что подобное дело - скорее единичный случай, чем общая практика. И выигрыш был обеспечен исключительно совокупностью факторов:
- Компания нашла, кого назначить виновным в распространении негативной информации. Им стал владелец сайта отзывов;
- Доказательства его вины были «на лицо». Точнее, на 158 страниц судебного дела;
- Да и важно заметить, что горе-вебмастер подставил сам себя. Ведь написать отзыв на сайте мог кто угодно – для регистрации не запрашивались никакие контактные данные или подтверждения достоверности. В ином случае он бы смог переложить ответственность на пользователей интернета.
В общем, «все звезды сошлись» и владелец сайта был вынужден отвечать по закону: удалить все негативные отзывы и выплатить компании сумму ущерба. Такой случай – большая редкость, поскольку 90% отзовиков запрашивают, как минимум, адрес электронной почты или номер телефона, по которому можно легко вычислить человека в случае необоснованных провокаций.
Как подать в суд за негативные отзывы: ищем виновного
Наверняка вы уже поняли, что для подачи иска нужно сначала найти виновных в распространении негативной информации. Для этого нужно выяснить, кому принадлежит сайт. Сделать это можно на сайте регистратора доменов www.reg.ru/whois/. Дальнейшие действия будут зависеть от полученной информации:
- Если владелец сайта юридическое лицо, то вы сразу же получите все контактные данные и сможете обратиться в «обитель зла» напрямую, постараться урегулировать вопрос в досудебном порядке;
- Если же собственником площадки является физ. лицо, то его контакты будут скрыты. В таком случае нужно обратиться в правоохранительные органы и в заявлении указать, что информация о человеке вам нужна для подачи на него в суд. Не забудьте привести доказательства его виновности перед вами.
Потребовать опровержения от СМИ всегда проще, поскольку они строго подчиняются закону. А вот совладать с обычным блогером иногда удается только через суд. Еще хуже, если ему удается переложить вину на пользователей сети. В таком случае по делу могут проходить десятки людей, а многие из них еще и смогут доказать объективность отзыва фактами. Поэтому, если «рыльце в пушку», как у самого Мавроди, то лучше и вовсе не открывать судебных дел, дабы не схлопотать самому.
Подготовка судебного иска
Обращение в суд – удовольствие не из дешевых. Поэтому подавать иск нужно только в том случае, когда все доказательства неправомерности у вас на руках. Ими могут стать:
- Угрозы в адрес компании;
- Ярко выраженная эмоциональная окраска отзывов без четкой аргументации;
- Доказательства «заказного» характера комментариев и конкурентной войны;
- Отсутствие под отзывами реальной почвы. Выяснить это можно, попросив автора представить номер заказа или логин пользователя на вашем сайте. Если этой информации не последует, то можете смело заносить отзыв в свои активы.
Помните, что одним из главных аргументов нашего финансиста в суде стало отсутствие регистрационных данных пользователей. Это и сыграло злую шутку с владельцем сайта – он просто не мог предоставить доказательств, что комментарии писали реальные люди. Да и с них спросить он тоже не мог – от анонима правды не добьешься.
Внесудебные разбирательства и удаление отрицательных отзывов
Громкое дело стало уроком для всех вебмастеров нашей страны и ближайшего зарубежья. Поэтому сейчас многие администраторы готовы идти вам навстречу в случаях, когда отзыв откровенно «хромает». Например, на таких сайтах, как Отзовик и Айрекомменд, вы можете обратиться к модератору, если обнаруживаете:
- Эмоциональный отзыв с отсутствием четкой аргументации;
- Отсутствие в нем подтверждений реальности – скриншотов или фотографий бракованного товара;
- Угрозы в свой адрес или призывы к насилию;
- Имена и фамилии своих сотрудников. По пользовательским соглашениям автор не имеет права упоминать их.
Более того, иногда удается договориться об удалении негативного комментария и с самим автором. Так, вы можете постараться урегулировать конфликт, предложив ему компенсацию в виде скидки или возмещения ущерба. В большинстве случаев это обходится дешевле, чем обращение в суд.
Получить опровержение порочащей вашу фирму информации можно и в СМИ. Так, если статья в журнале откровенно «желтая» - содержит лживые изречения и не опирается на реальные факты, вы можете обратиться в редакцию для получения опровержения.
Если ваша компания не имеет репутацию, сходную с МММ, разобраться в досудебном порядке всегда выходит дешевле и быстрее. Поэтому не стремитесь сразу пугать противника приставами – постарайтесь наладить диалог.
3 случая, в которых без суда не обойтись
Некоторые люди не готовы идти на контакт и отвечать за свои слова. А один день присутствия отрицательного отзыва способен лишить вас значительной доли выручки. Стоит вспомнить тот же пример рассмотренной выше финансовой компании - она была вынуждена сменить название и вложить полученные от ответчика деньги в раскрутку нового бренда. Поэтому в некоторых случаях суд действительно становится оптимальным решением:
- При наличии на популярных сайтах большого количества порочащих вашу репутацию отзывов. Если они не имеют под собой оснований, а администратор в жажде хайпа не желает их удалять, то дорога одна – в суд. После этого он будет вынужден не только убрать негатив со своих страниц, но и компенсировать вам потерянную прибыль;
- Конкурентная война. Если вас «заказали», то отрицательные отзывы могут литься, как из ведра. А особо рьяный противник будет преследовать вас долгие месяцы, чем лишит компанию дохода. Имеете доказательства происков конкурентов – смело несите их в суд;
- Мстительный клиент. Некоторые люди обижаются один раз и на всю жизнь. За малейший недочет в работе они будут вас гнобить и изводить, придумывая дополнительные факты и несуществующие доказательства мошенничества. Остудить их пыл можно только финансовым ударом, но никак не словами.
Не забудьте, что в любом из этих случаев вам придется предоставить неопровержимы доказательства своей правоты. Иначе вы рискуете попросту потерять деньги и не добиться никакого результата.
Риски и недостатки дел по защите репутации компании
Скажем прямо: «главному герою» нашего рассказа повезло. Их ответчик оказался жителем России. К тому же, весьма неосмотрительным и неосторожным. Но бывают и иные ситуации. Например, если владельцем сайта является иностранный гражданин. Так, многие сейчас регистрируют домены в оффшорных зонах или даже при русском хостере могут жить за границей. Перспективы таких международных исков весьма туманны.
В ряде случаев не удается выяснить и конкурента, который вас заказал. Даже если вы проделаете путь от сайта отзывов до биржи фриланса, имя заказчика может быть просто скрыто. Поэтому никогда не спешите угрожать и топать ножкой – запугивания действуют ни на всех, а конструктивный диалог после скандала построить значительно сложнее. Займите активную позицию по управлению репутацией и вам не придется искать виноватых и проводить ребрендинг.