Найти тему
MarkWay

Защита деловой репутации: наказание за клевету

Оглавление

Анонимность – одно из самых больших преимуществ интернета. Ведь здесь можно смело писать то, за что в обычной жизни можно было бы схлопотать «в бубен». И многие активно этим пользуются. Хейтеры изводят блогеров, любители хайпануть придумывают скандальные факты, а конкурирующие компании очерняют друг друга пачками заказных отзывов. При этом все забывают, что ответственность все же может вас догнать. И типичным доказательством тому стало громкое дело одной финансовой компании, которой удалось отстоять свою честь в суде и получить от виновного 630 000 компенсации за моральный ущерб.

Какие существуют механизмы для защиты репутации
Какие существуют механизмы для защиты репутации

Почему финансовый брокер выиграл суд

Стоит признать, что подобное дело - скорее единичный случай, чем общая практика. И выигрыш был обеспечен исключительно совокупностью факторов:

  • Компания нашла, кого назначить виновным в распространении негативной информации. Им стал владелец сайта отзывов;
  • Доказательства его вины были «на лицо». Точнее, на 158 страниц судебного дела;
  • Да и важно заметить, что горе-вебмастер подставил сам себя. Ведь написать отзыв на сайте мог кто угодно – для регистрации не запрашивались никакие контактные данные или подтверждения достоверности. В ином случае он бы смог переложить ответственность на пользователей интернета.

В общем, «все звезды сошлись» и владелец сайта был вынужден отвечать по закону: удалить все негативные отзывы и выплатить компании сумму ущерба. Такой случай – большая редкость, поскольку 90% отзовиков запрашивают, как минимум, адрес электронной почты или номер телефона, по которому можно легко вычислить человека в случае необоснованных провокаций.

Как подать в суд за негативные отзывы: ищем виновного

Наверняка вы уже поняли, что для подачи иска нужно сначала найти виновных в распространении негативной информации. Для этого нужно выяснить, кому принадлежит сайт. Сделать это можно на сайте регистратора доменов www.reg.ru/whois/. Дальнейшие действия будут зависеть от полученной информации:

  • Если владелец сайта юридическое лицо, то вы сразу же получите все контактные данные и сможете обратиться в «обитель зла» напрямую, постараться урегулировать вопрос в досудебном порядке;
  • Если же собственником площадки является физ. лицо, то его контакты будут скрыты. В таком случае нужно обратиться в правоохранительные органы и в заявлении указать, что информация о человеке вам нужна для подачи на него в суд. Не забудьте привести доказательства его виновности перед вами.

Потребовать опровержения от СМИ всегда проще, поскольку они строго подчиняются закону. А вот совладать с обычным блогером иногда удается только через суд. Еще хуже, если ему удается переложить вину на пользователей сети. В таком случае по делу могут проходить десятки людей, а многие из них еще и смогут доказать объективность отзыва фактами. Поэтому, если «рыльце в пушку», как у самого Мавроди, то лучше и вовсе не открывать судебных дел, дабы не схлопотать самому.

Как подать в суд за негативные отзывы
Как подать в суд за негативные отзывы

Подготовка судебного иска

Обращение в суд – удовольствие не из дешевых. Поэтому подавать иск нужно только в том случае, когда все доказательства неправомерности у вас на руках. Ими могут стать:

  • Угрозы в адрес компании;
  • Ярко выраженная эмоциональная окраска отзывов без четкой аргументации;
  • Доказательства «заказного» характера комментариев и конкурентной войны;
  • Отсутствие под отзывами реальной почвы. Выяснить это можно, попросив автора представить номер заказа или логин пользователя на вашем сайте. Если этой информации не последует, то можете смело заносить отзыв в свои активы.

Помните, что одним из главных аргументов нашего финансиста в суде стало отсутствие регистрационных данных пользователей. Это и сыграло злую шутку с владельцем сайта – он просто не мог предоставить доказательств, что комментарии писали реальные люди. Да и с них спросить он тоже не мог – от анонима правды не добьешься.

Внесудебные разбирательства и удаление отрицательных отзывов

Громкое дело стало уроком для всех вебмастеров нашей страны и ближайшего зарубежья. Поэтому сейчас многие администраторы готовы идти вам навстречу в случаях, когда отзыв откровенно «хромает». Например, на таких сайтах, как Отзовик и Айрекомменд, вы можете обратиться к модератору, если обнаруживаете:

  • Эмоциональный отзыв с отсутствием четкой аргументации;
  • Отсутствие в нем подтверждений реальности – скриншотов или фотографий бракованного товара;
  • Угрозы в свой адрес или призывы к насилию;
  • Имена и фамилии своих сотрудников. По пользовательским соглашениям автор не имеет права упоминать их.

Более того, иногда удается договориться об удалении негативного комментария и с самим автором. Так, вы можете постараться урегулировать конфликт, предложив ему компенсацию в виде скидки или возмещения ущерба. В большинстве случаев это обходится дешевле, чем обращение в суд.

Получить опровержение порочащей вашу фирму информации можно и в СМИ. Так, если статья в журнале откровенно «желтая» - содержит лживые изречения и не опирается на реальные факты, вы можете обратиться в редакцию для получения опровержения.

Если ваша компания не имеет репутацию, сходную с МММ, разобраться в досудебном порядке всегда выходит дешевле и быстрее. Поэтому не стремитесь сразу пугать противника приставами – постарайтесь наладить диалог.

3 случая, в которых без суда не обойтись

Некоторые люди не готовы идти на контакт и отвечать за свои слова. А один день присутствия отрицательного отзыва способен лишить вас значительной доли выручки. Стоит вспомнить тот же пример рассмотренной выше финансовой компании - она была вынуждена сменить название и вложить полученные от ответчика деньги в раскрутку нового бренда. Поэтому в некоторых случаях суд действительно становится оптимальным решением:

  • При наличии на популярных сайтах большого количества порочащих вашу репутацию отзывов. Если они не имеют под собой оснований, а администратор в жажде хайпа не желает их удалять, то дорога одна – в суд. После этого он будет вынужден не только убрать негатив со своих страниц, но и компенсировать вам потерянную прибыль;
  • Конкурентная война. Если вас «заказали», то отрицательные отзывы могут литься, как из ведра. А особо рьяный противник будет преследовать вас долгие месяцы, чем лишит компанию дохода. Имеете доказательства происков конкурентов – смело несите их в суд;
  • Мстительный клиент. Некоторые люди обижаются один раз и на всю жизнь. За малейший недочет в работе они будут вас гнобить и изводить, придумывая дополнительные факты и несуществующие доказательства мошенничества. Остудить их пыл можно только финансовым ударом, но никак не словами.

Не забудьте, что в любом из этих случаев вам придется предоставить неопровержимы доказательства своей правоты. Иначе вы рискуете попросту потерять деньги и не добиться никакого результата.

Риски и недостатки дел по защите репутации компании

Скажем прямо: «главному герою» нашего рассказа повезло. Их ответчик оказался жителем России. К тому же, весьма неосмотрительным и неосторожным. Но бывают и иные ситуации. Например, если владельцем сайта является иностранный гражданин. Так, многие сейчас регистрируют домены в оффшорных зонах или даже при русском хостере могут жить за границей. Перспективы таких международных исков весьма туманны.

В ряде случаев не удается выяснить и конкурента, который вас заказал. Даже если вы проделаете путь от сайта отзывов до биржи фриланса, имя заказчика может быть просто скрыто. Поэтому никогда не спешите угрожать и топать ножкой – запугивания действуют ни на всех, а конструктивный диалог после скандала построить значительно сложнее. Займите активную позицию по управлению репутацией и вам не придется искать виноватых и проводить ребрендинг.