.
Все мы любим Бродского, (кажется уже до тошноты его зацитировали), однако, я всегда считал, что Ольга Седакова лучше, как поэт. Ее классическая поэтика не так рассудочно-рациональна как у Бродского, она филиграннее , словесно радужнее, многомернее, при этом , я бы сказал, по форме изобретательнее, но и строже, Бродского. То есть, чище... Ее чистота глубокая, кристалличная, зеркальная, прозрачная, играющая и изысканная. И плохого вкуса у Седаковой никогда нет... Хотя, и у Ольги Седаковой есть настоящие шедевры, а есть стихи послабее. Ольга Седакова раскрывается хорошо в балладных , поэмных стихах , в которых соединяется высокая романтически -шестидесятническая открытая вдохновенность, и сдержанность, но не переходящая в сухость, как у Бродского. А многомерность ее игры порой, такая, словно ее лирическая героиня глядит одновременно и в микроскоп, и в телескоп, как в стихах под названием Стансы Четвертые , посвященные памяти Набокова. Эти замечательные стихи я и процитирую целиком.
.
СТАНСЫ ЧЕТВЕРТЫЕ
1
Есть некий дар, не больший из даров;
как бы расположение шаров,
почти бильярд – но если сразу сто,
задетые одним, летят в ничто.
Мой бедный друг, воображаешь ты
корзину беспримерной темноты?
ничуть не так. Вот замысел игры:
его объем есть острие иглы.
2
Дремучая зима, солнцеворот,
когда мороз свою лучину жжет.
Суровое созвездье-полуконь
стоит, нацелясь в низовой огонь
огнем другим – и чу, свистит стрела.
И чучело альпийского орла
за перевалом бренности земной,
словно рожок, беседует со мной.
3
Как странно: быть, не быть, потом начать
немного быть; сличать и различать,
как бабочка, летающий шатер
с углом и лампой, с линиями штор,
кончать одно и думать о другом,
как облако, наполнить целый дом,
сгуститься в ларчик, кинуться в иглу
и вместе с ней скатиться в щель в углу.
4
И триста лет лежать себе в пыли –
и вдруг звучать, как бой часов вдали.
5
Неслышимая музыка звучней.
Собрав мирьяд рассеянных лучей,
она для нас играет за углом
огромным зажигательным стеклом.
И нравится ее простая весть
о том, что все не здесь – и снова здесь,
что искрится хрусталик слуховой,
как снежный порох в бездне меховой…
6
Что это, арфа, клавиши? мой друг,
ничто нам не напомнит этот звук.
То в Альпах непроглядная пурга,
то легкий дух трубит в свои рога.
То дух созвучий, двух и снова двух,
и тот далеко отлетевший дух,
который наполняет этот стих,
как фульский кубок в глубинах морских.
7
Среди старинных стесанных монет
и денег государств, которых нет,
дукатов, и цехинов, и гиней –
среди всего, что умный казначей
собрал по свету и послал назад,
где всё сочтет подводный нумизмат, –
дух говорит, как клады из волны,
изъеденные солью глубины.
8
Клянусь: и дар, и несравненный труд,
и этот всё вмещающий сосуд,
который сохраняют времена
для некоего нового вина,
мы берегли ревнивей, чем король
из неизвестной Фулы: только соль
возьмет его, когда я предпочту,
как пустота, увидеть пустоту.
9
Затем, что, замирая перед ней,
живая плоть исполнена теней
или видений: дуя на ожог,
бессмертие играет, как рожок.
И сладостно меж образов своих,
шаров, шатров и коридоров их
существовать. Но сладостней всего
уйти из них, не помня ничего.
10
А эти все, кто мучает других,
кто скверными губами скверный стих
разжевывает, кто сует в гробы
учебники рабов: мы не рабы, –
кто хочет зла, как будто зло – еда,
и сам себе отвратен навсегда
и выветрится, как кухонный чад, –
мне жалко их. Но пусть они молчат.
11
Никто не знает, где он будет жив
и где живет, разлуку разложив
на колебанья зрительной волны
фосфоресцирующей глубины,
как дух и тень. И всё соединит,
и всё рассыплет. Царственный магнит,
дар привлекает множество даров
и катится, как ливень из шаров.
12
Так выпьем кубок, сложенный, как соль,
за эту жизнь, похожую на боль –
и всё же на пастушеский рожок.
За дальний звук, который ум зажег
и сердце отогрел – и не могло
перемениться смутное стекло.
Еще за то, что мы прискорбно злы.
За милосердье – острие иглы.
Ольга Седакова
ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ ОЛЬГУ СЕДАКОВУ И ЕЛЕНУ ШВАРЦ
.
У Елены Шварц были сложные отношения с Ольгой Седаковой, ибо даже не смотря на то, что были они подругами, они были так же и соперницами., что правда, не мешало обоим дарить высокие оценки по творчеству друг друга . Лена мне помню говорила, что Ольга Седакова по сути взрослая, (то ли Лена говорила об этом с уважением, то ли с упреком), а что сама Лена ребенок... Лишь вчера подумал, как Лена ошибалась.Ольга Седакова, в чьих публичных высказываниях много политического дон кихотства, если не откровенной политической слепоты , ощущаемой в открытом письме Светлане Алексиевич по сути ребенок. Заметил, что на одной фотографии Ольги Седаковой , от ее образа исходит совершенно детская аура. Иногда у нее - совершенно наивные глаза и улыбка. "Поэт есть тот кто хочет то, что все хотят хотеть"...Может ли в сущности художник, а тем более поэт, родом из невоплотившихся желаний страны детства - быть взрослым? Мне кажется, один писатель Чингиз Айтматов - был взрослым человеком. Возможно, взросл лишь тот, кто рано, еще ребенком взрослеет. Впрочем, это мои личные ощущения.
СТАНСЫ ПЕРВЫЕ
Елене Шварц
For ever separate, and for ever near
A. Pope
1
Поэт есть тот, кто хочет то, что все
хотят хотеть: допустим, на шоссе
винтообразный вихрь и черный щит –
и все распалось, как метеорит.
Есть времени цветок, он так цветет,
что мозг, как хризопраз, передает
в одну ладонь, в один глубокий крах.
И это правда. Остальное – прах.
2
Не смерти, нет – и что нам в этом зле,
в грехе и смерти? в каменной золе
других созданий, рвавшихся сюда
и съеденных пространством, как звезда.
А жизнь просторна, жизнь живет при нас,
любезна слуху, сладостна для глаз,
и славно жить, как будто на холмах
с любимым другом ехать на санях.
3
Какой же друг? Я говорю: мой друг –
и вижу: звук описывает круг,
потом другой, и крутит эту нить,
отвыкнув плакать, перестав просить.
Мой друг! я не поверю никому,
что жизнь есть сон и снится одному, –
и я свободно размыкаю круг:
благослови тебя Господь, мой друг.
4
И ты, надежда. Ты равняешь всех:
все водят, это прячется: в орех,
в ближайший миг, где шумно и черно,
в сушеный мак, в горчичное зерно –
ох, знаю я: в мельчайшую из стран
ты катишь свой мгновенный балаган,
тройные радуги, злаченый мрак.
А безнадежность светит нам, и как!
5
Кто день за днем, как нищий в поездах,
с притворными слезами на глазах
в ворованную шапку собирал –
тот, безнадежность, знает твой хорал.
Он знает это зданье голосов,
идущее в черновике лесов
все выше, выше – и всегда назад.
И сам поправит, если исказят.
6
Так пусть же нам покажут ночь в горах,
огонь в астрономических садах
и яблоню в одежде без конца
как бы внутри несчастного лица.
Ее одежда не начнется там,
где лепестки начнутся: по пятам
за ней пойдут соцветья и цветы
в арктическую рощу высоты.
7
Там страшно, друг мой. Там горит Арктур
и крутятся шары. Там тьма фигур
с пристрастьем наблюдает мир иной
и видит нас сверкающей спиной:
как будто мы за ней идти должны
из тьмы глубоководной глубины.
И мы идем, глотая пыль и соль,
как шествие, когда вошел король
8
и движется по улицам своим
к собору кафедральному. Пред ним
опустошенье. Позади него –
мильоном спичек чиркнув, вещество
расходится на лица и дома,
столбы, как их расставила чума,
простые арки, плаванье и звон....
Но что он видит – знает только он.
9
Ни смерть, ни жизнь, ни зверь, ни человек
и ни надежды безнадежный бег,
ни то, что мы оправданы давно,
ни то, что в глубине моей темно,
не есть желанье, ни желанья часть.
Желанье – тайна. О, желанье – пасть
и не поднять несчастного лица.
Не так, как сын перед лицом отца:
10
как пред болящим – внутренняя боль.
И это соль, и осолится соль.
Ольга Седакова
ПОЧЕМУ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭТОВ СКУЧНЫ
.
Политические взгляды поэтов, не более интересны, чем поэтические пристрастия политиков , и для меня они не являются определяющими. Бывают случаи, когда политические взгляды человека связаны со складом его личности, скажем бывает, что человек сталинист потому, что он жесток. А бывает и потому, что он просто, идеалист. Говоря же о поэтах, в поэтах живет протест, в Ольге Седаковой он конечно живет, (как поэт Ольга Седакова прекрасна), и я могу Ольгу Седакову по человечески понять. Однако, протест Бодлера мне куда интереснее, он хотя бы глобальнее, даже в оде падшему ангелу...Это действительно оппозиция всему существующему , как слово поэта оппозиционно - всему, отпавшему от слова. Независимо от того, какой в мире будет строй, без культуры мир скучен, и жизнь сера. Потому что культура не определяется политикой. Культура определяется историей, историческим опытом, ставшим личным, вместе с трагическим опытом поколений, как это было у писателя Чингиза Айтматова, заставшего ребенком войну, или, же, у Пушкина, заставшего поражение декабристов.
КАКИМИ ЧЕРТАМИ ОЛЬГА СЕДАКОВА НЕОБЫЧНА
.
Ольга Седакова умная , я бы сказал может быть, очень умная для поэта. Какие у Ольги Седаковой умные, литературоведческие , или филологические статьи , чаще написанные ею, как если бы их писал блестящий филолог, а не поэт, в отличие от Елены Шварц , которая все статьи писала, только, как поэт. Никто таких умных статей не писал как Ольга Седакова, не помню...Обычно умные статьи пишет человек из которого не получился поэт, (для поэта слишком умный, вот и пишущий статьи по умному, при скучных стихах), но этот случай точно не отнесешь к Ольге Седаковой, поэту от Бога, прекрасно воплотившему себя , в самых разных периодах. Поэта в Ольге Седаковой выдает может быть некоторая политическая наивность. Она как обратная сторона ее чистоты, ее ангеличности. Даже ,там где Ольга Седакова бывает права, она наивна как наивны только шестидесятницы. Как Юна Мориц наивна в своем патриотизме, она наивна в своей оппозиционности... Ибо, не всегда видит последствий от своей правоты. Впрочем, это, то что я как раз могу, в ней, понять. И наверное, не могу понять в других.