Наконец-то, в сентябре, вышло продолжение моей любимой стратегии, продолжение игры, в которой я провел тысячи(!) часов. Игры, в которой я создавал Российскую империю и создал Славянский Союз, в которой провел реконкисту на пиренейском полуострове, в которой возродил Несторианство в Персидской империи и успешно вытеснил Индуизм из Индии, и все это в круговороте интриг, мистики, нашествии монголов и банальнейшей борьбы с наглыми родственниками. Думаю, у каждого игрока в CK2 надуться свои уникальные воспоминания, о которых всегда интересно рассказать.
Тем не менее, в новую часть я наиграл уже более сотни часов, и уже достаточно ознакомился с нововведениями. CK3 на старте уже выгодно отличается от предшественницы, и давайте обсудим в чем именно.
1. Огромное количество контента на старте.
Начнём с фундаментальных моментов. Очень приятно осознавать, что Paradox трепетно относится к наследию второй части, и выпустила игру, в которой уже включено множество контента, который был доступен раньше только в платных DLC. Покупая CK3, вы сможете играть за любого правителя, в независимости от его религии, карта стала еще больше, Индия и Сибирь присутствуют, а также добавилась часть центральной Африки, можно создать свою конфессию, с приличным редактором настроек и условий; и т.д. Напомню, что раньше все это было доступно в только в DLC, то сейчас со старта игра выглядит живой, а не каркасом для будущих дополнений, как это было с Imperator: the Rome.
2. 3D движок
Не буду скрывать, новые модельки немного пластилиновые и, карта, как будто, пластмассовая, но зато детализация объектов, юнитов, персонажей, лесов, равнин и прочего теперь на новом уровне. Например, военные юниты теперь это не тайл с парой пикселей, а моделька со своим вооружением, броней и анимацией. Это было и в СК2, но там это было все мелко, и абсолютно не запоминающие. Персонажи в игре теперь отображаются во весь рост в меню игры, а в партии вы увидите все физические свойства на прямую. У ваш герой потерял руку, и теперь при просмотре меню персонажа, то увидите вместо руки - обрубок. Герой стал пьяницей, соответственно, вы будете видеть опухшую, пьяную рожу; альбинос - и у нас герой без каких-либо признаков пигментации. Игра отходит от табличек, и старается визуализировать происходящие события.
3. Престиж, благочестие, признание - теперь это многоуровневая система бонусов
У всех персонажей в игре есть система рейтинга, в зависимости от образа жизни, рейтинг подразделяется на престиж и благочестие, и также рейтинг династии. Что бы повысить рейтинг на уровень, нужно получить очки, все получаемые очки дают бонусы, выше уровень - больше бонусов. Помимо этого, очки нужно тратить на объявление войн, происки, изготовление претензий, смену религий и прочие. Грубо говоря, у каждого персонажа есть манна, которую нужно постоянно пускать в дело. В СК2 было лишь бледная тень, очки быстро копились, а понятие репутации вообще отсутствовало.
4. Переработанная система династий.
СК всегда была серий игр, где на вершине пирамиды отношений всегда была династия игрока. Если последний член династии умирал или лишался своих земель, то игра заканчивалась. Когда игра завершалась, то итоговый счет - это подсчет очков и сравнение с другим выдающимися историческими династиями. Но по сути в игре это слабо отражалось. У вас был герб, родословная и условные +5 отношений с членами общей династии, но в остальном. Ваш дядя не отличался от соседнего правителя ничем. Сейчас династия - это система домов, уникальные перки, право призыва членов семьи, и инструменты воздействия на семью. Это вообще тема для отдельного гайда, меня лично порадовала система наследий и домов, выглядит очень свежо.
5. Новые технологии
Система технологий сводится все также к накоплению очков, но теперь вы выбираете технологию, которой отдается приоритет при изучении, а сами технологии — это какие-либо бонусы для вашей культуры, например, новые войска, законы, постройки. Примерно так же было и в СК2, но теперь это попытка как-то выработать стратегию развития вашей нации, что бы очки учёности играли более важную роль..
6. Религия.
Вспоминаем СК2. У нас есть религиозная группа, в которой есть основное направление и отклонения от нее - ересь. Например, есть католики, и ересь от нее - катаризм, фратичели и прочие. Или есть православие и иконоборчество. Теперь введено понятие конфессия. При выборе религии, в вашей религиозной группе, вы можете выбрать конфессию, которая вам больше нравится и сразу в нее обратится за небольшую плату. Священные места теперь дают бонусы в виде характеристик, сбору налогов или здоровья. Ну и главное - это создание своей конфессии, с выбором догматов, грехов и добродетелей, доктрин, брачных доктрин и преступных доктрин. Интересный редактор, которые расширяет те функции, которые были в предыдущей части.
7. Новая боевая система.
В СК2 вся боевая система была сведена к поднятию войск, назначения командиров по флангам, и уже позже, поединкам на поле боя. Собственно, и сейчас нынешняя система, при игре за большую державу к этому же сводится. Но при игре за герцогство или графство все выглядит немного иначе. Во-первых, рыцари, теперь у нас вместо трех командиров, один и его помощники - это рыцари. которые подбираются вами исходя из навыка сражения - доблесть. Во-вторых - профессиональные полки - замена гвардии, стоят дорого, могут быть распущены и собраны в любой момент, элитные войска, но не замена ополчению. В-третьих - система осад; теперь необходимы осадные орудия, для быстрого прогресса штурма замка, пленники охотнее захватываются, а отстроить стены и огородится не получится. И главное - наемники уже не имба. Собственно говоря, это тоже отдельная тема для гайда.
8. Ролевая составляющая
СК3 тут играет немного в другой плоскости, например, у персонажа не будет десяток свойств, которые он получает и теряет в течении всей жизни. Идет четкое разделение свойств персонажа - при воспитании будут получены свойства личности, при получении образования и долгом правление, в зависимости от выбранного пути, свойства правителя, а также свойства здоровья от уровня стресса и желаний. Все это преобразоваться в 5 направлений - Дипломатия, Учение, Военное дело, Интрига и Управление, которые уже влияют на взаимоотношения, прирост золота и манны, и т.д. Так же добавлена характеристика Ужас, для запугивания и усмирения вассалов, а навык доблесть все так же помогает не умереть при очередной битве от меча противника. Вроде бы все тоже самое, но более систематизированное.
9. Домен
Владения все также делится на баронства, города и храмы, но теперь не получится отстроить все подряд улучшения замка, приходится делать выбор между налогами, ополчением и фортификацией. Больше микроменеджмента, и влияние игрока на игру. Данная система шагнула вперед, но все такая же простенькая, на подобие один раз заплатил и получил бонусы на все игру.
Заключение
Честно говоря, я бы мог привести больше аргументов, почему СК3 заслуживает вашего внимания, но смысл и так уже передан - СК3 получилась отличной игрой, ни каркас для обновлений, ни ремейк. Это новая часть, в которой сохранен опыт предыдущей части, и грамотно добавлены новые механики. Я с нетерпением жду, когда в игру добавят остальной контент, и хочется надеется, что нам дадут переплыть океан, поиграть со смертью в шахматы или просто стать истинным правителем всех империй!
По плану у меня теперь сделать противоположную статью, и привести аргументу в пользу CK2, и таких моментов не мало, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!