Крымскую войну можно смело назвать войной фэйлов. Фэйл на фэйле и фэйлом же погоняет. Причем в военном вопросе Россия сделала их не то чтобы сильно больше противников. Скорее, даже наоборот, сухой остаток военных действий как ВОЕННЫХ говорил о сухой победе России. Севастополь отбит, Петропавловск-Камчатский как порт и гавань работает в полной мере. Считать Бомарзунд великой победой - смешить не только кур, но даже и уток вместе взятых.
А вот у союзников все было плохо. Очень плохо. Совсем никуда. Причем это совсем никуда начиналось с такой вещи, как снабжение. Нет, разумеется, снабжения никогда не бывает достаточно, его или мало, или очень мало. Но Крымская война в исполнении союзников нам показала новые горизонты недостаточности, когда могло не хватать самых, казалось бы, странных вещей.
Например - ботинок на левую ногу в примерно половине британской действующей в Крыму армии. Как так вышло? Очень просто. Их не украли, они не застряли в Балаклавском порту, в котором бесследно исчезали тысячи тонн военных грузов, столь необходимых армии и честно доставляемых туда флотом в требуемых объемах. Они просто... утонули. Да, утонули во время Великого Шторма 14 ноября 1854 года.
Причина, как так получилось, достаточно проста и банальна. В Крым для снабжения Действующей Армии требовалось доставить 45 тысяч ботинок для солдат. А дальше начинались очень интересные проблемы с упаковкой и транспортировкой. Дело в том, что правильное хранение кожаных ботинок попарно занимает довольно много времени и требует отдельной упаковки, чтобы все не рассыпалось и сохранило транспортабельный вид. В то же время ботинки на одну ногу можно просто спокойно свалить в кучу - поскольку дальше в лагере специально назначенные люди уже начнут их попарное комплектование. Словом, зачем делать кучу работы дважды, да еще с финансовыми затратами и производственными сложностями, если можно просто закинуть, а потом разгрузить, и пусть дальше сами разбираются. К тому же, кораблей тогда потребуется в полтора раза меньше, что уже существенная экономия. Определенная логика в действиях Департамента Логистики все же прослеживается.
Другое дело, что данный Департамент не учитывал особенностей работы порта в Балаклаве, в котором все делалось через задницу. Один транспорт (с правыми ботинками) разгрузили за несколько дней до Великого Шторма. Второй же, наш герой, все еще ждал разрешения на разгрузку, когда налетела буря. Бурлящие воды Черного моря унесли с собой в пучины вод 45 тысяч левых ботинок и все надежды британских солдат на нормальную полноценную обувь. Потому что на стороне русских воюет не только Генерал Мороз, но и Адмирал Буря. Как обычно.
Автор - Александр Викторов
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2