Диалоги с тренером
— Вот ещё интересно, давай поговорим про мотивы и потребности. Чем друг от друга отличаются и что общего?
— Потребность -это осознанная или неосознанная нужда человека в чем-либо, а мотив-это побуждение к действию. Так, можно сказать, что мотив и потребность-это 2 стороны одной медали. Может быть потребность в чем-либо, и она даже может быть осознанной, а выхода к действию не будет...понимаешь, о чем я?
— Думаю да... но это наверное, когда ты чего-то хочешь, а чтобы получить это ничего не делаешь... просто это где-то на уровне, а было бы не плохо...
— Это ты про желание) да, желание, не есть потребность, вместе с этим осознанное желание с пониманием выгод уже может стать потребностью. Но, не первоочередной) это как в пирамиде потребностей по Маслову..
— Эта иерархическая система ещё работает?
— Конечно. Если примеряешь на практике к себе или к сотрудникам эту теорию мотивации важно помнить 2 вещи:
1. Развитие человека не линейное, оно происходит по спирали, и соответственно, когда человек выходит на новый виток спирали потребности начинают удовлетворяться вновь с базового уровня и
2. Размер удовлетворения потребностей он для каждого свой. Это важно помнить, когда говоришь о мотивации сотрудников)
— Мне всегда было сложно применять на практике
— Здесь все достаточно просто. Нужно помнить, что истинными мотиваторами по Маслову являются 3 верхние уровня. Например, социальные потребности легко удовлетворить интегрировав сотрудника в работу в команде или в небольшой и важный командный проект, потребность в уважении легко удовлетворить признанием со стороны руководителя, и команды.
—А можешь рассказать, например, какие это могут быть варианты удовлетворения потребностей трёх высших уровней ?
— Конечно. Мы не будем говорить об уровнях удовлетворения физиологический потребностей (заработная плата) и Безопасности ( уверенность в работе завтра), а поработаем над следующими уровнями:
Уровень социальных потребностей
Здесь просто,
Давай сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться
Создавай на рабочих местах дух единой команды
Проводи с командой периодические совещания
Не разрушай возникшие неформальные группы
Создава условия для социальной активности членов команды вне ее рамок
Уровень уважения:
Давай сотрудникам положительную обратную связь с достигнутыми результатами
Оценивай и поощряй достигнутые ими результаты
Привлекай сотрудников к формулировке целей и выработке решений
Делегируй команде дополнительные права и полномочия
Продвигай сотрудников своей команды по служебной лестнице
Обеспечивай обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности
Уровень потребностей в самовыражении:
Обеспечивай сотрудникам возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал
Давай команде сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи
Поощряй и развивай у сотрудников творческие способности