Найти в Дзене
С Богом по жизни

Ила: непригодный для царства

Оглавление

(3 Царств 16:6, 8-10)

Однажды мы с друзьями смотрели транслировавшийся на всю страну матч. Одна команда считалась слабой, и все ждали, что преимущество будет за другой командой. Мы устроились поудобнее и приготовились стать свидетелями, как нам казалось, легкой победы. Но к нашему удивлению, с введения мяча в игру и до последней минуты “слабая” команда вела, выиграв матч с большим отрывом в счете. Мы не верили своим глазам: слабенькая команда легко обыграла намного более сильного противника! Как это могло случиться? Позже мы узнали причину, которую можно сформулировать одним словом: "подготовка". Фавориты были слишком уверены в себе и думали: "Всё, что нам нужно сделать, это выйти на поле, сыграть вполсилы, и победа будет за нами”. Тренеры даже не учли погодные условия; проливные дожди превратили поле в грязную лужу, а у команды не было соответствующей обуви для игры на размокшем поле. В результате команда, от которой все ждали победы, скользила по всему полю и падала, а более слабая команда бегала, как ни в чем не бывало, одержала победу и приобрела себе известность. Ключевое слово здесь — "подготовка".

Не следует удивляться, что одной из главных тем Библии является подготовка. Подготовка требуется не только в спорте, но и во всех сферах жизни. Здесь нет исключений. Даже Себя Бог не исключает из этого требования.

Например, Бог обещал Аврааму землю (Быт. 12:7), но только через 430 лет Он ввел сынов Израиля, потомков Авраама, в землю обетованную. Нужна была подготовка, и на это ушли годы. Бог избрал Моисея вождем Израиля и доверил ему ввести Израиль в Ханаан, но чтобы тот стал таким вождем, в каком нуждался Израиль, Он дал ему на подготовку восемьдесят лет. Бог никогда не спешит, но и никогда не опаздывает. Когда пришло время, когда был заложен прочный фундамент, Бог, как и обещал, дал Израилю землю.

Так же было и с пришествием в мир Мессии, Иисуса. Бог отвел две эры человеческой истории, эру патриархов и эру Моисея, на то, чтобы приготовить мир к Его приходу. Момент, когда пришел Мессия, Святой Дух назвал “полнотой времени” (Гал. 4:4).

Иоанн Креститель тридцать лет провел в Божьей “школе проповедников", а служил — предтечей, подготовившим путь к приходу Христа (Мф. 3:1), — всего около года. Сам Христос тридцать лет провел в подготовке и ожидании нужного времени для начала Своего земного служения (Лк. 3:23).

Если Бог не исключает Себя из подготовительного процесса, то будьте уверены, что для нас Он тем более не делает никаких исключений. В Своем Слове Он предупреждает, что мы должны приготовиться, а не то пожнем последствия.

Вспомните о руководителях, которые не могли эффективно руководить, об учителях, которые не могли правильно учить, о проповедниках, которые не могли убедительно проповедовать, о спортсменах, которые не могли играть с полной отдачей просто потому, что все они не были готовы, когда наступил благоприятный момент. Возможно, самая частая ошибка, совершаемая в мире, — пренебрежение подготовкой. Мы идем по жизни беспечно, наслаждаясь пейзажем, и тут вдруг — бац! — наш единственный великий шанс. А мы не готовы. И всю оставшуюся жизнь мы хлещем бока своей совести плетью под названием “если бы я тогда был готов".

Судя по всему, провал четвертого царя Израиля, Илы, объясняется отсутствием подготовки. Грэм Скрогги, известный толкователь Библии, назвал его "одурманенным глупцом”. Его царствование было катастрофой, потому что он не был готов руководить народом. Сын Ваасы, третьего царя Израиля, он "родился в рубашке". Он был в привилегированном положении — имел самое лучшее, что мог дать народ семье своего царя. Наверное, с самого раннего детства он знал, что ему предназначено стать царем после отца. Однажды он взойдет на престол, и народ будет ждать от него водительства. Ему нужно было приготовиться. Если он хотел быть таким вождем, какой нужен был Богу, то ещё с детства он должен был готовиться к этому. Необходимая подготовка требует времени и усилий, осмысления и молитвы, усердия и самодисциплины. Вопрос состоял не в том, сможет ли он это сделать, а в том, захочет ли. По какой-то причине он не захотел. Мы не знаем почему. Мы только знаем, что на престол он взошел неприготовленным. В результате его царствование было коротким, печальным и жалким. Вместо великого оно было неудачным; вместо победоносного — трагичным.

Писание мало говорит нам об Иле-царе. Его вдохновенная биография умещается всего в шести стихах:

«В двадцать шестой год Асы, царя иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы, над Израилем в Фирце и царствовал два года. И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиной колесниц. Когда он в Фирце напился допьяна в доме Арсы, начальствующего над дворцом в Фирце, тогда вошёл Замврий, поразил его и умертвил его, в двадцать седьмой год Асы, царя иудейского, и воцарился вместо него. Когда он воцарился и сел на престоле его, то истребил весь дом Ваасы, не оставив ему мочащегося к стене, ни родственников его, ни друзей его. И истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа, которое Он изрёк о Ваасе через Иуя, пророка, за все грехи Ваасы и за грехи Илы, сына его, которые они сами делали и которыми вводили Израиля в грех, раздражая Господа, Бога Израилева, своими идолами. Прочие дела Илы, всё, что он сделал, описано в летописи царей израильских» (16:8-14).

Ила занял престол и царствовал неполных два года, с 988 по 986 гг. до н.э. Вот и вся история. Больше сказать о нем нечего. Его короткое правление не отмечено никакими значительными делами с его стороны. Ни люди, которыми он руководил, ни его собственная армия не уважали его.

Однажды Ила был в Фирце, в доме Арсы, “начальствующего над дворцом в Фирце", и напился допьяна. Замврий, начальствующий над половиной царских колесниц, воспользовался моментом и убил его. Не исключено, что и Арса участвовал в заговоре против Илы. Смерть Илы положила конец второй израильской династии. Первое, что сделал Замврий, заняв престол, это перебил всех родственников Ваасы, как и предсказывал Иуй (16:4). Замврий истребил всех до единого, не оставив живым в доме Ваасы ни одного человека мужского пола (16:11).

Ила мог бы подготовиться к царствованию. Насколько другим было бы его царствование, если бы он был подготовлен! Мы не знаем, что Бог сделал бы через него, но одно знаем наверняка: с ним и через него Бог сделал бы чудесные вещи.

Как он мог приготовиться? Что он мог сделать?

СЛУШАТЬ БОГА

Во-первых, Ила мог подготовиться к руководству, слушая Бога. Божьи пророки были рядом, и они открывали Божью волю. У Иеровоама был Ахия и безымянный пророк (11:29; 13:1). У Ваасы был Иуй (16:1), и мы уверены, что вокруг были и другие пророки. Ещё до того, как занять престол, Ила наверняка имел много возможностей узнать от пророков Божью волю. Он мог открыть сердце для их вести и понять Божью волю для себя и для народа. Восприми он Божью волю в юности, он был бы готов исполнить её, став царём.

Мы можем слышать и не воспринимать, слушать и не понимать. Иисус говорил о тех, кто не хотел слушать ушами, видеть глазами и понимать сердцем (Мф. 13:15). Павел писал, что есть такие люди, которые “всегда учатся и никогда не могут дойти до познания истины” (2 Тим. 3:7). Пожалуй, эти слова сполна характеризуют Илу. У него были возможности учиться, но он проигнорировал их. Он присутствовал, когда Божьи пророки возвещали, чего хочет Бог, но либо не задумывался над услышанным, либо не понимал его важности. Когда он унаследовал престол — когда пришло время стать вождем народа, — он не имел ни малейшего понятия о том, как быть праведным царем.

Бог дает нам благоприятные моменты. Будем ли мы неприготовлены, как этот царь, когда эти моменты настанут? Бог говорит с нами через Своё Слово (Евр. 1:1, 2), но принимаем ли мы его? Когда Израиль готовился для взятия оставшейся части Ханаана, Иисус Навин велел людям освятить себя к следующему дню (Иис. Н. 7:13). Что они должны были для этого сделать? Они должны были привести свои сердца в согласие с Божьей волей, искоренить все грехи из своей жизни и приготовиться к исполнению Божьей воли. Всего этого Ила не сделал. Он должен был с юности готовить себя к тому, чтобы вести народ к исполнению Божьей воли. Но по какой-то причине время подготовки он потратил впустую, а когда получил наследство, то оказался к нему непригоден.

ХОДИТЬ ПРЕД БОГОМ

Ила мог бы готовиться к своему царствованию в юные годы, когда ещё был наследником престола, ходя пред Богом. Царь должен был представлять перед людьми Бога. Он был не политиком, а властелином — тем, кто ведёт народ праведными, Божьими путями. Есть ли лучший способ приготовиться к этому положению, чем каждый день жить с Богом, молиться и размышлять о Божьей воле для народа и мира? Ходи он пред Богом в ранней юности, он бы достиг престола человеком цельным, праведным и благомыслящим. Он бы начал своё правление с ощущением силы, потому что осознавал бы Божье присутствие в своей жизни. Он был бы богоугодным царём и своей праведной жизнью приобрёл бы всенародное уважение. Он смог бы управлять народом более эффективно.

Когда мы думаем о хождении пред Богом, приходит на память Енох (Быт. 5:22). Божья оценка его жизни звучит так: “И ходил Енох пред Богом”. В его жизни не было ничего поверхностного, ничего лицемерного. Он каждый день ходил пред Богом. "Ходить пред Богом” — значит иметь общение с Богом, идти туда, куда ведёт Бог, и ступать с Ним нога в ногу. Именно так мы должны готовиться к будущему. Мы готовимся к завтрашнему дню, учась жить в общении с Богом, учась двигаться в том направлении, в каком ведёт нас Бог, и учась всё делать с такой скоростью, с какой хочет Бог.

Предположим, что Ила именно так подготовил бы себя к царствованию. Каким бы он был царём? Возможно, мы бы сравнивали людей с ним, как сравниваем с Давидом. Мы бы говорили: “Тебе нужно быть таким, как Ила, муж по сердцу Божьему, человек, который ходил пред Богом”. Только подумайте, каким бы царём он был, если бы с ранней юности научился ходить пред Богом!

ДОВЕРЯТЬ БОГУ

Ещё Ила мог бы подготовить себя к престолу, научившись с молодых лет доверять Богу. Ему нужно было научиться слушаться Бога и верить, что Он исполнит Свои обещания. Чтобы его народ был Божьим народом, его нужно было вести к повиновению Богу и вере в Него. Одно дело повиноваться Богу, а другое — безоговорочно верить, что Бог заботится и благословляет нас. Сведите всё это воедино, и вы увидите благочестивую жизнь человека, который повинуется Божьему Слову и верит, что Бог исполняет Свои обещания.

Царь должен быть стабилизирующей силой для своего народа. Когда наступали тяжёлые времена и собирались тучи войны, народ нуждался в руководителе, на которого они могли взирать и который напоминал бы им: “Бог с нами. Мы повинуемся Ему, и Он будет сражаться за нас и избавит нас от руки врага. Не переживайте. Взирайте на Бога". Чтобы стать царём такого масштаба, Иле нужно было взойти на престол, имея за плечами годы упования на Бога во многих обстоятельствах и трудных ситуациях. Ему нужен был опыт — не в военных баталиях, а в жизни верой.

Ила так и не научился доверять Богу. Возможно, он научился уповать на богатство, положение, наследство и армию. И когда он воцарился, то жил по собственному разумению. Бог помогает тем, кто ищет у Него помощи. Он постоянно обозревает землю, ища тех, чьи сердца обращены только к Нему, чтобы показать, что Он в Своём могуществе постоит за них (2 Пар. 16:9). Но Ила не видел никакой нужды в Боге, и Бог позволил Иле испытать последствия своего выбора жить без Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ила мог бы стать одним из величайших царей Израиля, но он не был подготовлен. Когда он получил наследство, то оказался к нему непригоден. Ему был дан скипетр, но он не знал, что с ним делать. Отсутствие подготовки можно видеть в его правлении, в его жизни и в его смерти.

Ила вспоминается только как “несостоявшийся” царь. Он мог быть выдающимся царем. Он мог вернуть народ к Богу и стать Божьим героем. А умер пьяным неудачником. Нет слов печальнее тех, которые можно было бы начертать на его надгробном камне:

«Здесь лежит Ила, четвёртый царь Израиля. Годы правления: 988-986. Когда ему было дано величие, он не был готов принять его».

А как обстоит дело с нами? Станем ли и мы игнорировать необходимость подготовки? В жизни каждого из нас будут важные моменты, которые потребуют подготовки: у нас будет возможность повести других к Христу, нам придется пережить смерть, возвращение Иисуса, последний суд. Амос призывал: “Приготовься встретить Бога твоего...” (Ам. 4:12). Будем ли мы готовы встретить Его? Что будет начертано на наших надгробиях, когда мы завершим свою жизнь? Будем мы “приготовлены" или “неприготовлены”?

Вспомните рассказ нашего Господа о десяти девах, которые взяли свои светильники и пошли встречать жениха (Мф. 25:1-13). Пять были приготовлены, а пять нет. И когда настал момент войти на пир, пять вошли, а пять остались. Задумайтесь над этими печальными словами, пожалуй, самыми печальными во всей Библии: “...и двери затворились" (ст. 10). Только подумайте: “И двери затворились". Их возможность ушла, прошла мимо и больше не повторится. Пять дев могли бы войти, но они были неприготовлены, не годились для своего наследства. Бог сказал им: “Вы не можете войти, потому что вы неприготовлены”.

Самой величайшей из всех трагедий будет, если Господу придется сказать нам в последний день: “Вы не можете взойти на небеса, потому что вы неприготовлены”. Давайте здесь и сейчас решим "приготовиться”.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи