Найти в Дзене
Navygaming Channel

К 75-летию Победы: Мартиролог кораблей советского ВМФ, № 33

Оглавление

1943 год

Сентябрь

Краснознаменный Северный флот и Беломорская военная флотилия

9-28 – Подводная лодка К-1 погибла в результате аварии у Новой Земли

После 9 сентября на связь она не выходила и в базу не вернулась (приказ оставить позицию передан на подлодку 01.15 28 сентября). Ни один корабль или самолет противника не претендует на уничтожение «К-1». Вероятно, подлодка погибла на одной из плавающих мин сорванной с любого заграждения в акватории Баренцева моря или у побережья Норвегии. В качестве «минной» версии гибели «К-1» существует предположение, что подлодка погибла на одной из семи минных банок (96 мин), выставленных тяжелым крейсером «Admiral Hipper» у побережья Новой Земли в ходе проведения операции «Царица» 26 сентября 1942 года. Так же нельзя исключать возможность гибели субмарины в результате отказа техники или ошибки экипажа.
Подводная лодка К-1
Подводная лодка К-1

Черноморский флот и Азовская военная флотилия

22 – Подводная лодка М-51 затонула в результате аварии на рейде Очамчира (25 сентября поднята и введена в строй)

После проведения навигационного ремонта вечером 22 сентября на мерной миле в районе Очемчири при переходе из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями, из-за неправильного расчета по принятию воды в уравнительную и дифферентные цистерны, «М-51» начала принимать балласт и ушла под воду с открытым рубочным люком. В результате аварии погибло 8 человек, в том числе командир субмарины. 6 человек под руководством старшины 1 статьи Н.И. Скрипченко вышли на поверхность через входной кормовой люк, а еще 5 человек через носовые торпедные аппараты. Спасшиеся самостоятельно вплавь достигли берега. 25 сентября 1943 года подводная лодка была поднята аварийно-спасательной службой флота и плавбазой «Эльбрус» с глубины 12 метров.

Подводная лодка М-51 у борта плавбазы
Подводная лодка М-51 у борта плавбазы

22 – Подводная лодка М-113, получившая значительные боевые повреждения, выведена из состава ВМФ и впоследствии разобрана (по данным "Мартиролога"). По другим данным- субмарина подорвалась на мине, но смогла дойти до базы и встать на ремонт. 17 мая 1944 года «М-113» вступила в строй и начала отработку курса боевой подготовки.     Вечером 23 июля 1944 года «М-113» вновь приступила к боевым действиям.

Вечером 28 сентября в точке 44°57,6' с.ш. /32°53,6' в.д. «М-113» подорвалась на плавающей мине, сорванной с вражеского заграждения «S-46». В результате подрыва носовая часть до 9-го шпангоута оказалась оторванной, повреждены обшивка цистерны главного балласта № 1, оба торпедных аппарата, радиоаппаратура, ряд систем и механизмов. Внутрь корпуса поступила вода. Экипаж подводной лодки мужественно включился в борьбу за живучесть корабля.

Примечание:
1.Данные приводятся для ДКБФ – вместе с Ладожской военной флотилией (ЛВФ), для КЧФ – вместе с Азовской, Пинской, Дунайской военными флотилиями;
2.Сокращения:
ДКБФ - Дважды Краснознаменный Балтийский флот,
КЧФ – Краснознаменный Черноморский флот,
КСФ – Краснознаменный Северный флот,
СКР – сторожевой корабль
ПБ - плавбаза
ПЛ - подводная лодка
ТЩ – тральщик
ТКА – торпедный катер
БТЩ – базовый тральщик
ЭМ – эсминец
3.Источники: альманах «Гангут», № 4/1992, № 15/1998. Автор «Мартиролога…» - капитан 1 ранга Усов В.Ю., соавторы: Д.М.Васильев, В.Э.Коппел.
4.К настоящему времени появились уточненные данные по фактам гибели советских кораблей, найдены новые подробности. Но приведенный материал представлен в авторской версии уважаемых людей и патриотов. Все уточнения - обсуждаем в комментариях