«Как относится РПЦ к старообрядцам?»
Положительно относится, в том смысле, что мы пытаемся с ними вступить в диалог, наладить с ними отношения и примириться, преодолеть те разногласия, которые существуют между православной Церковью и старообрядческой. Процесс идет, и я думаю, что это со временем совершится.
Это случилось бы раньше, просто исторические условия были неблагоприятны, потому что со времен Петра Великого православная Церковь была поставлена на службу государству. Был Синодальный период, когда Церковь была как одно из министерств в государстве ― министерство духовных дел. Это было очень плохо, и Церковь не вела диалога не только со старообрядцами, но и со своими собственными членами. У людей была полная безграмотность.
Почему после революции всё разрушали и уничтожали? Только до революции начал налаживаться какой-то диалог по поводу преодоления старообрядческого раскола, условия стали, мягко говоря, неблагоприятные. Главным было выживание. Церковь уничтожалась. Там уже речь не шла о том, чтобы как-то наладить взаимоотношения или развить какое-то сотрудничество, об этом вообще речи не было. Стоял вопрос о том, будет ли существовать русская Церковь или она уйдет вообще с мировой арены? Но Господь молитвами всех святых и новомучеников российских судил так, что Церковь русская сохранилась и сейчас закончилась эпоха безбожничества. Она после гонений пришла в себя, и сейчас идет конструктивный диалог со старообрядцами.
«К старообрядцам как относитесь?»
Я уже сказал, что ко всем людям у меня хорошее отношение. К старообрядцам тоже. Я к старообрядчеству отношусь как к печальному явлению. Это люди, которые считают, что от соблюдения какого-то обряда происходит спасение. Если обряд изменится, то он уже не будет спасительным. И они держатся за эти внешние обряды, как за спасательный круг. А на самом деле все эти обряды складывались веками, они не сразу возникли.
Первые христиане не имели такого количества разных обрядов, и ничего, спасались, наследовали Царствие Небесное. Так что, это не есть нечто необходимое для спасения. Подумаешь, креститься двумя перстами или тремя! Это неважно. Конечно, если это делать специально поперек, то другой разговор. Сам по себе обряд не спасает, но и не губит. В связи с этим и наша православная Церковь поступала неправильно: силком заставляла старообрядцев отказываться от своих обрядов. Не надо было. Раз уж обряды не так важны, пусть себе крестятся двумя перстами, раз им так хочется. Потом понимание этого пришло, а раскол уже произошел. Я думаю, что со временем он будет преодолен, но какое-то время еще потребуется. Может быть, сто лет.
Единоверческая Церковь уже существует. Это старообрядцы, у которых старые обряды, но они принадлежат как бы Русской Православной Церкви. Они находятся с нами в Евхаристическом общении. Мы можем с ними вместе служить и причащаемся вместе. Это нормально, но при этом у них старые обряды. Но чтобы сказать, что все они принадлежат к РПЦ — нет. Некоторые не хотят, некоторые не могут или еще что-то.
Для меня удивительно, почему все время спрашивают про староверов. Что о них рассказывать? Я небольшой специалист по ним и мало что о них знаю. Я могу рассказать историю, как я однажды попал в старообрядческий храм.
Дело было еще в те далекие времена, когда я только крестился. Я был такой восхищенный! Всё мне казалось божественным! Посещал храм иногда, но зато всё завораживало. Храмов в то время в Самаре было немного: два православных и один старообрядческий. Я в одном храме побывал, в другом, и была возможность попасть в старообрядческий. Но я еще не знал, что такое старообрядчество. Зашел туда, а там служба шла. Я сейчас уже не могу вспомнить, что точно видел, поэтому сложно определить, какое это было богослужение. Но шла служба.
Все это было похоже на старину ― древнюю, русскую старину: бородатые дядьки, женщины в черных платках с четками в руках. Четки не круглые у них, а «лествицы». Облачение такое же, как у нашего священника. Произвело впечатление на меня то, что произошло позже, когда служба закончилась. Дело было после причастия. Литургия заканчивалась, люди подходили, причащались и потом запивали. Я помню, что было какое-то движение. Может быть, был конец литургии. Они обрадовались, что к ним кто-то новенький пришел, захотели меня наставить на путь истинный, стали говорить: «Ты туда не ходи, в ту церковь. Они молятся не так, крестятся не так...» А мне казалось: какая разница, неужели это важно? Я всё это выслушал и ушел. Это был единственный раз, когда я посещал старообрядческий храм.
Я и лютеранский посещал тоже, уже будучи в сане. Только-только я сан принял, у меня еще бороды «волшебной» не было. Я мог выглядеть как все. Никто бы не узнал, что я имею какое-то отношение к РПЦ. Я однажды отдал фотопленку в проявку и печать, мне сказали прийти через час. Куда пойти? Смотрю: кирха стоит. Думаю: дай-ка я схожу туда. И надо такому случиться, что попал тоже на службу. Зашел. Всё, как в кино показывают: сиденья, всё прилично, аккуратненько. Люди кое-где сидят. Пастор стоит. Возвышение как алтарь у них. Я скромненько, в конце, сел, слушал. Пастор что-то говорил, какую-то проповедь, потом говорит, мол, давайте помолимся. Поворачивался лицом в ту сторону, все вставали, открывали книжечки и что-то оттуда читали. Я тоже вставал, но ничего не читал. Всё это длилось какое-то время, не очень долго, а потом служба у них закончилась. Наше богослужение ― служба так служба, до изнеможения, а там у них как-то всё скромненько и быстренько. Всё очень мило. Даже я с пастором перекинулся несколькими словами. Не помню, о чем, но это тоже впечатление произвело на меня, как будто я попал куда-то на Запад.