Офисы в формате открытого пространства знакомы многим. Чтобы там ни говорила про дружественную атмосферу и возможность общаться с «молодым креативным коллективом», - в большей степени это решение задумано как средство повышения эффективности контроля работы сотрудников и как средство оптимизации расходов.
#Начальники и #hr ценят open space за следующие плюсы:
- Все люди на виду
Намного проще контролировать работу. Сразу видно, кто что рассматривает на своем мониторе, кто надолго завис на трубке телефона, кто праздно шатается, а вдруг кто-то вообще решит вздремнуть.
В таких условиях у работника меньше возможностей отлынивать от работы.
- Экономичность
Организуются эргономичные пространства, для которых нужна меньшая площадь и более компактная мебель по сравнению с офисами-кабинетиками.
- Более простая и эффективная #коммуникация
Сразу видно, кто на месте, - можно подойти к человеку.
В ряде случаев можно избежать длинных переписок, созвонов, координационных встреч, потому что можешь итак задать вопрос коллеге из соседнего отдела, который сидит в паре метров от тебя.
- Поддержание рабочей атмосферы
Когда все вокруг суетятся, осуждают рабочие вопросы, строчат письма, то ты тоже вынужден войти в этот ритм.
- Позитив и дружеская обстановка
Когда #люди вынуждены сосуществовать на N куске квадратных метров, то они так или иначе будут общаться, подбадривать друг друга, шутить. Меньше будет сплетен, потому что обсуждаемый сидит тут же радом, за перегородкой.
- Снижение давления иерархии
Речь про взаимоотношения рядовых сотрудников и руководителей среднего звена. Действительно, так проще общаться, нет ненужных барьеров.
Теперь к минусам. Их немало:
- Увеличивается риск распространения инфекций.
Заболел кто-то один – зацепит многих
- Людям сложно сосредоточиться на своей работе.
Для важных звонков, для ситуаций, когда нужно сконцентрироваться, в некоторых компаниях используют box room – комнаты-коробки, в которых можно в тишине посидеть с ноутбуком. Но на всех таких комнаток не напасешься.
Все равно большая часть работы проходит в общем зале.
- Высокий уровень шума.
Этот показатель не только влияет на концентрацию, он еще отрицательно сказывается на здоровье. Разумеется, работодатель обязан соблюдать требования. Кто-то выдает наушники.
По закону не придерешься, но работать в таком гуле, мягко скажем, некомфортно.
- У работника нет личного пространства
Это создает психологический дискомфорт, делает человека более подверженным стрессу.
Разумеется, все индивидуально. Бывают тщательно продуманные планировки. Когда людям устанавливают перегородки, когда шумная оргтехника перенесена в определенные зоны, когда у сотрудников есть оазисы, где можно отдохнуть от «открытой» атмосферы.
Конечно, когда компания и #руководитель устраивают, когда хорошая мотивация и интересная работа – и в open space будет работаться не так тяжко, ко многому можно привыкнуть.
Лично я в период своей работы по найму трудилась в помещении, в котором было максимум 10 человек. Атмосфера была дружеская, хотя иногда все равно было шумновато из-за параллельно говорящих по телефону людей.
Сейчас, когда прихожу к клиентам, у которых длинны «грядки» офисных столов, то мне как-то не по себе. Смотрю на такие open space, и чувствую себя как на вокзале.
Но это дело привычки. Сама сейчас работаю в своем офисе, где кроме меня, кактуса и паука больше никого нет. Мне очень важна тишина, важна возможность регулировать свет, тепло и сквозняки под себя.
Друзья, а вы работали в таких офисах? Для вас там больше плюсов или минусов?