Найти тему
Киноobzor

Канны-2017: Убийство священного олея [обзор победителей]

Йоргос Лантимос – один из самых многообещающих кинорежиссеров современности. Когда-то начинавший на родной греческой почве, он вскоре снискал уважение публики и зарубежной кинематографии, получив выгодные предложения и в итоге сняв несколько громких англоязычных проектов. Смена языка нисколько не сказалась на качестве работ, поскольку режиссер остался верен своим традициям, а точнее, традициям и культуры своей родины. В его фильмах персонажи оказываются переиначенными героями легенд и мифов, мудрость которых накладывается глубоким смыслом кинолент. Одной из таких является психологический хоррор «Убийство священного оленя», ставший интерпретацией древнегреческого мифа о царе Агамемноне, который был вынужден принести в жертву свою красавицу-дочь Ифигению в качестве расплаты за убийство священного оленя богини Артемиды.

Синопсис Стивен работает успешным кардиохирургом в одной из элитных клиник города и живет размеренной жизнью прилежного семьянина в обществе красавицы-жены Анны и двух прелестных детей. Однако у Стивена есть секрет: вот уже несколько месяцев втайне от всех он встречается с 16-летним юношей Мартином, который приходится сыном пациента, умершего на операционном столе по вине Стивена. Когда эти встречи становятся слишком личными, а внимание со стороны Мартина слишком назойливым, Стивен решает положить этому конец. Вскоре после этого у младшего сына Боба отказывают ноги. Врачу разводят руками, потому что с медицинской точки зрения с мальчиком всё в порядке. Подозревая Мартина в происходящем, Стивен вскоре получает от юноши роковое предупреждение, что Стивен должен принести в жертву одного из членов семьи. В противном случае их всех настигнет необъяснимая болезнь, которая приведет к мучительной смерти.

-2

Игра актёров Фильм отличается очень сильным актерским составом, т.е. задействованные здесь актеры не просто сыграли какие-то роли, а воплотили образы сложных персонажей. Колин Фаррелл воплотил нетипичный образ вечно угрюмого бородатого кардиохирурга Стивена, который из чувства вины позволил себе установить личную связь с чужим человеком, тем самым впустив в жизнь семьи постороннего, который, словно болезнь, решил разрушить семью изнутри. Усугубляет ситуацию то, что герой Фаррелла Стивен стоит перед тяжелым выбором между смертью одного родного человека и всеми сразу. Николь Кидман исполнила роль Анны, преданной супруги и заботливой матери, которая поначалу делает всё возможное, чтобы уберечь детей от опасности, но когда гибель оказывается неминуема, а опасность подстерегает уже саму Анну, её решение склоняется в пользу жертвы. Ну и, конечно, стоит упомянуть Барри Кеогана в роли Мартина, странного юноши, который может показаться дерганным, застенчивым, но в итоге оказавшимся в качестве вроде как бога, запертого в теле человека, из уст которого несется жестокая правда о том, кем является Стивен и его семья на самом деле.

-3

Режиссура По большому счету «Убийство священного оленя» - это всё-таки драма, для которой уход в сторону хоррора стал неизбежным способом художественного самовыражения режиссера. В своих фильмах Йоргос Лантимос создает миры с совершенно простыми людьми, т.е. смертными, которые имеют такие же проблемы, как и любой другой человек на Земле. Проблема же с том, что на эти проблемы герои способны обратить внимание лишь при условии глубокого стресса, вызванного каким-либо катализатором. В данном случае этим катализатором становится угроза жизни семьи главного героя, которого поставили перед тяжелейшим выбором, причем выбрав кого-то из своих, он еще должен сам отнять жизнь жертвы. Понятное дело, что при такой ситуации герой проходит через разные этапы осознания и принятия своей участи, начиная с отрицания происходящего и завершая полнейшим отчаянием, когда герой вынужден изощряться любыми доступными способами, которые, как ему кажется, должны положить этому кошмару конец. Забавно то, как меняются персонажи фильма, включая детей, которые уже на полном серьезе воспринимают происходящее как часть большого жестокого ритуала, завершение которого может сопровождаться исключительно смертью. Кого? – Увидите сами.

-4

Сценарий По заверениям самого Лантимоса, то что сюжет фильма является вольной интерпретацией древнегреческого мифа, неверное представление, поскольку в действительности Йоргос Лантимос со своим греческим коллегой Эфтимисом Филиппу соченили самостоятельный сюжет, который с развитием оброс вокруг мифа об Агамемноне и расплате за убийство священного оленя. Действие разворачивается в одном из американских городов в семье успешного врача Стивена, женатого на такой же успешной офтальмологе Анне, с которой у них родились дочь Ким и сын Боб. Жизни Стивена можно было бы позавидовать, если бы не одно но: когда-то Стивен совершил роковую ошибку, ценой которого стала жизнь невинного пациента, умершего прямо на операционном столе. По факту Стивен убил своего пациента, за что его гложило чувство вины и из-за чего он решил искупить вину, проявляя знаки внимания сыну умершего Мартину. Вот уже несколько месяцев Стивен и Мартин встречаются, общаются, Стивен покупает Мартину дорогие подарки. Мартин не против, и вскоре их общение становится настолко тесным, что Стивен позволяет Мартину познакомиться со своей семьей. С этого момента компания юноши становится слишком назойливой (тут лепту вносит мать Мартина в исполнении Алисии Сильверстоун, попытавшейся неприлично соблазнить главного героя). В итоге Стивен решает разорвать эту связь, начав игнорировать сообщения Мартина. Эта ошибка становится отправной точкой того сущего кошмара, в который погружается Стивен и его семья. Сначала младший сын Стивена Боб перестает ходить, у него начинаются проблемы с аппетитом. Врачи разводят руками, ибо по их заверениям мальчик абсолютно здоров. Каким-то неведомым образом причиной происходящего оказывается Мартин, который требует от Стивена принести в жертву одного из членов семьи, с противном случае их всех настигнет эта хворь. Собственно болезнь настигает Ким. Отчаявшиеся герои пробуют всё возможное, даже похищают Мартина, но расплата здесь носит сакральный смысл, а значит, что гибель одного из героев неизбежна.

-5

Итог Еще раз отмечу, что «Убийство священного оленя» тяжело назвать фильмом ужасов в классическом понимании. Всё-таки это именно психологический хоррор, для которого сюрреализм и представление чего-то ужасного является верным инструментом для раскрытия внутреннего мира персонажей, чтобы зритель сумел взглянуть на их истинное лицо. Собственно такую манипуляцию проводит Йоргос Лантимом со своими персонажами, за маской идиллии и силы которых скрываются слабые никчемные люди.

Если вам понравился мой обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал. Скоро вас ждет много интересных отзывов на фильмы и сериалы, о которых могли не знать, но которые вам, скорее всего, захочется увидеть.