Найти тему

Хакинг маркетинг-дизайна. Какие идеи использовать для продвижения?

Оглавление

Стандартов в дизайне немного. Я считаю, что они больше для учебы, академий и т. д. На практике и, уж тем более, в бизнесе правила определяет среда. Положительный отклик – тема рабочая. Используем. Нет ожидаемой обратной связи – говорим «спасибо за опыт» и экспериментируем дальше.

Как распознать рабочие идеи?
Как распознать рабочие идеи?

Мне нравится исследовать новое и внедрять его в рабочий процесс. В бизнесе, связанного с креативом, особо правил нет, на мой взгляд. Ты крутишь различные идеи и проверяешь их на практике. Расскажу, какие принесли пользу мне.

Почему в бизнесе гипотезы работают не всегда?

Говорят, что математика – наука точная. Только когда я задаю вопрос: «А кто эту точность измерял?» Ответить могут не все. Бесспорно, без науки и научного подхода нам бы жилось сложнее. Но куда важнее понимать механизмы принятия решений тех же потребителей и на этой основе предлагать новые возможности, вызывающие больший интерес.

И далеко не всегда требуется смена инструментария или поиск самый новой бомба-технологии. За годы работы с людьми я могу точно сказать, что в большинстве случаев лучше сразу услышать клиента и предоставить ему оперативно решение без заморочек и наворотов, чем долго просить заполнить бриф и потом с умным видом предлагать решение. Возможно, в других бизнесах иначе. Я сейчас о графическом дизайне, с помощью которого заказчики могут обновить, усовершенствовать свои рекламные материалы и значительно улучшить позиционирование на рынке.

Многих вдохновляет опыт больших компаний уровня Tecla или Apple. Ну, ребят, вы серьезно?! В России опыт американских компаний важно адаптировать. На прошлой неделе буквально была встреча: клиенту нужен фирменный логотип для нового бизнеса. И наша команда поработала изрядно, чтобы выглядело круто, оригинально и презентабельно. Но многие моменты будут понятны спустя какое-то время. Конечно, предусмотрительность необходима и без нее нет смысла браться за дело. Но если вы думаете, что, создав фирменный логотип один раз, вы сразу добьетесь успеха, то спешу разочаровать. Вам ежедневно придется внедрять что-то новое для продвижения бренда. А это значит не «высчитывать», какая фишка-гипотеза сыграет лучше, а брать и делать. И не всегда включать холодный расчет. Иногда импульсивно принятое решение в течение 5 минут срабатывает.

Бинго! Связь между маркетингом и психологией есть

Компании рассказывают о товарах, задействуя рекламу. Крутят ролики в сети, печатают плакаты, чтобы повесить в торговых центрах. В общем придумывают и вроде бы у каждого своя «тема». При этом важно отбить инвестиции и «заякорить» в сознании покупателей рекламируемый товар. Постоянно общаясь с маркетологами, прихожу к выводу: категория «нормально» для рекламы не существует, как и «почти купили». Вот где нужна четкость. Дал рекламу – посчитай, сколько у тебя продано. Задача намного легче, когда у тебя акция, ее срок ограничен и ты понимаешь, что эффект посчитать ты сможешь быстро. Другой разговор с имиджевой рекламой – ты вкладываешься в разработку дизайна каталогов и вроде бы все красиво и аккуратно, а денег нет. Знакомо?

Что работает у меня? Вам нужна не красота, а функциональное решение, которые сможет закрыть вашу цель. Поэтому прежде чем заниматься реализацией, спросите себя, какой результат мне нужен. В зависимости от этого намного проще выстроить систему и разложить ее на этапы.

Почему не обойтись без психологии? Люди разные, и ваш продукт явно покупают и используют потребители разных психотипов. Так что когда вы определитесь с целью, разложите ее на задачи, учитывайте несколько моментов, связанных с психологией: 1) влияние психологии цвета на восприятие; 2) композиция образов и текста. Весьма желательно, чтобы и то, и другое вызывало желание совершить покупку.

Как грамотно интегрировать новые знания в опыт?

Если вспомнить открытие нобелевского лауреата Дэниела Канемана, человеческие решения и поступки = взаимодействие восприятия и интуиции – скрытая, но быстрая система «Автопилот» и рассудительной и контролируемой рефлексии – медленная, но явная система «Пилот». То, что я наблюдаю, а также применяю в свой работе, – профессиональные бренды создают рекламу, которая задействует при восприятии сразу две системы («Автопилот» + «Пилот»). Менее сведущие в теме взывают к разуму и невольно заставляют клиентов думать и размышлять над принятием решения о покупке. Как это работает? Ниже картинка, постарайтесь как можно быстрее назвать цвета слов.

Известный тест Струпа, который задействует работу двух систем
Известный тест Струпа, который задействует работу двух систем

Как ощущения? Эта задача демонстрирует работу вашей автоматической (наши органы чувств) и рациональной систем. Не совсем легко? Требует и время, и концентрация: в этом тесте слово противоречит названию цвета. Если бы список из слов оказался внушительным, то с каждой новой строкой вам потребовалось прилагать больше времени, чтобы не сбиться и назвать цвета правильно. Так что если ваша реклама рассчитана только на разум, помните, она является трудозатратной, в отличие экономящей силы ассоциаций и автоматизмов. Иначе вы начнете сильно ограничивать возможности вашего бизнеса. Почему? Просматривая рекламу в интернете, на плакате или в письме, люди тратят на принятие решение в среднем 1,5 секунды. Этого времени точно не хватит, чтобы сесть и поразмышлять, согласитесь?! По этой причине ваша реклама должна понравиться и вызвать интерес сразу, учитывая что вокруг нас постоянно что-то происходит (разговоры, движение машин, внезапный звонок).

Как использовать? Обратите внимание, что в современной рекламе работает принцип «мотивации от». Знаете, почему вначале бренд в рекламе показывает проблему, а после решение, чтобы вызвать «правильную» ассоциацию защиты – избавления от неприятного, страшного, болезненного.

Ассоциации – это сеть, которая начинает формироваться с рождения. Мы смотрим на родителей, сверстников и ровесников, получаем опыт, а во взрослой жизни уже не обращаем внимание. И даже удивляемся, как быстро просыпаемся, если чувствуем запах свежезаваренного кофе. Возможно, в нашем детстве каждое утро взрослые пили кофе по утрам, а затем будили детей. Таким образом, ассоциации не появляются из ниоткуда, наше сознание над ними работает, формирует связи и превращает в автоматизмы.

Вывод: при формировании нужной ассоциации обращайтесь к знакомым для вашей целевой аудитории моментам и почаще мелькайте на разных площадках, чтобы ваше присутствие было постоянным. В противном случае бренд не окажется в категории «правильных» или знакомых на интуитивном уровне: то, что мы видим постоянно, мы и считаем родным, а значит, доверяем и оправдываем выбор различными разумными формулировками.

Рекламные материалы: умение подать или подыгрывать?!

Разрабатывая рекламные материалы как для b2b-сегмента, а так и для b2c-сферы в течение 8 лет, я уверенно могу сказать, что от профессиональной упаковки вашего бизнес-предложения зависит исход кампании. Выбор покупателя во многом определяется и внешними стимулами, которые предлагает потребителю бизнес, так и его внутренним состоянием. Четко понимайте, кто ваш покупатель, его образ жизни, интересы. Тогда вы сможете сыграть на контрасте, чтобы отстроиться от конкурентов, а также быть заметнее остальных. Пример. Возьмем черный круг и поместим его на белый и желтый фон. Обратите внимание, как воспринимается основной цвет – цвет черного круга. Этот способ используется в рекламе, чтобы правильно трансформировать основной элемент, его восприятие. При этом немаловажным остается тот факт: мы все равно продолжаем смотреть на основной объект – черный круг, но и в том, и в другом случае наше восприятие окажется разным.

Черный круг на разном фоне. Что происходит с вашим восприятием?
Черный круг на разном фоне. Что происходит с вашим восприятием?

То же самое происходит и с упаковкой товара, и с обложкой рекламного материала, и с главным элементом на рекламной плакате. Упаковка – одежда продукта, без которой он оказался бы обнаженным и слился бы с массой похожих товаров-конкурентов. Для этой цели – дифференциации товара, повышения уровня значимости – в рекламе профессиональные приемы графики притягивают внимание автоматически и в результате останавливают, заставляют обратить внимание, узнать больше, рассмотреть, потрогать и, конечно же, приобрести.

Вывод: опираясь на важные преимущества продукта, упаковывайте товар, чтобы притягивать к нему образами, демонстрирующими ценность. Зачем нужно помнить о ценности? Как ни крути, она оправдывает повышение стоимости товара и может служить неким загадочным «мостиком» для вашего бизнеса между брендом и желанием вам заплатить. А платят не только за то, что нравится. Еще и за достоверные сведения, или доверие изображенному = упаковке и фактическому = вашему товару. Поэтому начинайте подыграть вашей целевой аудитории. Только, пожалуйста, без фальши и изящно.