Вокруг электромобилей Tesla постоянно происходят какие-то скандалы, иногда, вроде, достаточно мелкие, но тем не менее показательные. Так недавно Tesla стала причиной судебного разбирательства в Канаде - в этой истории в суд правильней было бы подать на автопилот автомобиля, но, похоже, отвечать будет водитель, решивший выспаться за рулём.
Может это безграничное доверие к детищу Илона Маска, а может неосмотрительность на грани фатализма, но водитель Tesla Model S и его пассажир решили вздремнуть прямо на ходу. Они включили автопилот, откинули спинки кресел и, собственно, уснули прямо во время поездки.
Доверие автопилоту себя не очень оправдало - робот, скажем так, почувствовал волю и решил погонять, пока хозяин спит. В итоге представленная власти искусственного разума Tesla Model S разогналась до 150 км/ч в то время, как вообще-то на трассе действовали ограничения скорости намного ниже этих показателей.
На несущийся без водителя электромобиль обратили внимание другие участники движения, которые и оповестили о нём сотрудников Королевской конной полиции Канады. Те, несмотря на разное количество лошадиных сил, нагнали электромобиль и даже как-то сумели на ходу разбудить водителя.
Для начала 20-летний владелец Tesla Model S получил за превышение скорости штраф и лишение прав на сутки. Затем инцидент признали опасным вождением, что в Канаде уже квалифицируется как уголовное дело. Разбирательство в суде назначено на декабрь нынешнего года и пока непонятно, кого же тут будут назначать виноватым.
Что интересно, примерно в то же время прошла новость о том, что Tesla как раз обновила программное обеспечения автопилота. В него была добавлена пара новых функций, среди которых как раз способность визуального определения дорожных знаков, которые ограничивают скорость.
Ранее автопилоты ориентировались на информацию GPS-навигации - возможно, "тесловладелец" из Канады поймал штраф до обновления, а может и после. Потому что, похоже, никакие обновления ситуацию не исправляют. Так буквально на днях автопилот фирмы Tesla был раскритикован американскими экспертами. Речь шла об максимальном функционале, который предлагается в качестве опции и стоит 8 000 долларов.
Специалисты из авторитетного журнала Consumer Reports "прошлись" по опции Full Self-Driving Capability (FSD), которая открывает владельцам электромобилей Tesla доступ как раз ко всем функциям автономного вождения.
Эксперты выявили недостаточную эффективность функций автоматической парковки (Autopark), автономного движения по стоянкам к указанным точкам (Smart Summon), проезду по маршруту, определённому навигатором (Navigate on Autopilot) и реакции на сигналы светофора и знак «Стоп» (Traffic Light and Stop Sign Control). Ну вот, судя по новости из Канады, знаков ограничения скорости этот автопилот тоже не видит.
Все тесты сотрудники Consumer Reports проводили в разное время суток, а также при различных погодных и дорожных условиях. По их результатам выяснилось, что в случае с Autopark’ом электромобиль часто мог не «увидеть» подходящее место либо, найдя его один раз, не распознать при последующих парковках с аналогичными условиями.
Функция Smart Summon, позволяющая водителю при помощи приложения на смартфоне поставить машину в тесное парковочное место или выкатить её оттуда, тоже работала странно - проще говоря, не всегда срабатывала. Иногда электромобили не заезжали на место полностью либо вставали под неправильным углом, а система в то же время считала работу законченной.
Функция Navigate on Autopilot часто пропускала нужные повороты или съезды с дороги, а также «застревала» на неподходящих полосах движения – например, предназначенных для обгона. Наконец, функция Traffic Light and Stop Sign Control могла слишком рано начинать торможение перед светофором или знаком обязательной остановки либо, наоборот, пропускать их.
Испытатели обратились в фирму за разъяснениями, но никаких комментариев от представителей Tesla получить не смогли. Возможно канадский суд сможет как-то убедить хоть кого-то из представителей автопроизводителя прокомментировать проблемы и объяснить водителям, что на автопилот надейся, а сам не плошай - в суд пока ведут всё же водителей, а не автопилот.