Найти тему
Василисины размышления

"Жестокий романс". Часть 1: Жестокие мужские игры

Я обещала иногда давать разборы художественных произведений, и тут подвернулся повод.

Недавно на Дзене встретила хорошую статью, посвященному любимому мной фильму «Жестокий романс". Автор задается вопросом: "Не понимаю, что хотел донести до нас автор произведения. Нет, идея Александра Островского как раз вполне ясна и понятна, но вряд ли и Эльдар Рязанов спустя сто лет после написания пьесы "Бесприданница" хотел донести до нас те же мысли. Времена всё же были уже другие. Но... что? Все варианты, лежащие на поверхности, кажутся мелковатыми для режиссёра такого масштаба, как Рязанов. Так что с интересом и благодарностью выслушаю любые версии."

Присоединяюсь к приглашению и высказываю свою версию. Здесь краткая суть, в серии последующих статей будет развернутый анализ.

Уточняю: речь идет не о пьесе А.Н.Островского "Бесприданиица", а о фильме Э.А. Рязанова "Жестокий романс" как самостоятельной художественной единице.

Собственно, к пьесе Островского фильм отношение лишь чуть большее, чем Би-Би-Си-шный «Шерлок» к Конан-Дойлу. Большинство персонажей здесь прописаны заново, детально и тонко проработаны и режиссером, и актерами. Мужских персонажей. И не надо катить бочку на юную тогда Гузееву – от нее и требовалось только быть красивой (с чем она при поддержке гримеров и операторов справилась).

Ибо фильм – не про страдания бедняжки Ларисы. Он про мужчин, мужской мир. Про выстраивание отношений в стае, всю эту иерархию, борьбу, распределение ролей, «кто кому Вася». Про характеры, типажи и темпераменты. По накалу страстей и густоте замеса это временами превосходит самый крутой мордобитный экшен. Следить за этим очень интересно, и разница эпох совершенно не мешает. Потому что в основе лежит практически не меняющаяся за века человеческая психология.

Причем чем старше становлюсь, тем интереснее. Попутно возникает множество вопросов и ответов.

Кадр из фильма "Жестокий романс". Кстати, чей был револьвер и почему после забавы он остался валяться на уличном столике? Непорядок так с оружием обращаться!
Кадр из фильма "Жестокий романс". Кстати, чей был револьвер и почему после забавы он остался валяться на уличном столике? Непорядок так с оружием обращаться!

Например, почему Паратов не совратил влюбленную в него девицу еще в первой части? Почему в те времена суровое общественное мнение простило Ларисе ее прогулки на "Ласточке"? Могла ли в принципе эта история вильнуть в сторону и закончиться не столь трагично? Почему Карандышев не смог отступиться от Ларисы, по всем признакам ему не пары? А потом все так бездарно испортил, не сумев насладиться плодами своей осады?

И уж подлинное наслаждение – следить за парой купцов, матерым М.П.Кнуровым (А.Петренко) и молодым, стремительно набирающим силу В.Д.Вожеватовым (В.Проскурин). Настолько эти типажи хороши, настолько актерская игра достоверна, что я каждому посвящу отдельную статью.

Если вам тоже интересно – приглашаю!


Часть 2. Паратов и его прототип

Часть 3: Шанс счастливого финала?

Часть 3а: исход игры в орлянку

Часть 4: Вожеватов - молодой и опасный

Часть 5: Кнуров - старый мастер

Часть 6: Совсем ли плох Карандышев?

Часть 7: Во власти страсти

Часть 8: Женщины в жестоком мире

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.