Найти тему
Киберпоп ТВ

Оценка поступков или осуждение людей

«Существует ли разница между оценкой действий, поступков людей и их осуждением? Зачастую поступки окружающих бывают неприятны, огорчают, разочаровывают. Эти чувства уже осуждение? В какой момент оценка становится осуждением?»

Вы так сформулировали вопрос, что, в общем-то, в самом вопросе и ответ. «Существует ли разница между оценкой действий, поступков людей и их осуждением?» Она существует, конечно: одно дело оценить, другое дело осудить. Например, учитель в школе оценивает работу учеников. Он же их не осуждает, а просто оценивает, имеет на это право и даже должен это делать.

Нужно различать осуждение людей и осуждение поступков, действий. Действия, поступки — пожалуйста, можете оценивать, можете даже осуждать. Греха нет, если Вы осуждаете или оцениваете поступки, но не людей. Это большая разница. Оценить какие-то действия или поступки — это одно, а осудить человека, который совершил эти действия и поступки — это совсем другое.

«Если поступки других людей бывают неприятны, огорчают, разочаровывают — это чувство уже осуждение?» Скажем, человек по отношению к Вам совершил некий поступок, который заставил Вас разочароваться в этом человеке. Что же, просто сделайте вывод о том, что этому человеку тайны лучше не доверять. Но это у него характер такой. Вы можете его при этом не осуждать, а просто оценивать и реально смотреть на то, какой он человек. Сделали выводы — и всё. Этого человека можно даже пожалеть, ему самому тяжело с этим жить. Потому что он, может быть, и знает в глубине души, что неправильно поступает, но ничего поделать не может. Что-то генами передалось, что-то воспитанием, условиями, в которых он живет. Да, люди разные. А в его ситуации, может быть, я бы поступил еще хуже, поэтому я его не осуждаю. Да, его поступок нехорош. И вообще его поведение, качества душевные такие, что с этим человеком я в разведку не пойду. Это не осуждение. Это Вы просто видите, рассуждаете и делаете выводы. Осуждение — это: «Ну как же ты так! Я-то думал, а ты вон какой оказался!» Вот это уже нехорошо.

«Здравствуйте, не могли бы Вы подробнее рассказать про грех осуждения. Если можно, то желательно примерами из жизни. Я просто не очень понимаю: нам вообще нельзя говорить про других людей или нельзя говорить, что они плохие и т.д. Объясните, пожалуйста».

Упрек — вот, на мой взгляд, критерий, слова, в которых есть осуждение. Если мы говорим о человеке с упреком, то мы его осуждаем, если мы говорим без упрека, просто констатируем факт, то мы его не осуждаем, мы просто рассуждаем.

Образ возьмите такой. Скажем, больной пришел к врачу: «Доктор, у меня такая-то проблема». Врач его осмотрел, посмотрелел анализы и поставил диагноз, констатировал факт: вот, такая-то болезнь, выписал лекарство, назначил лечение. Но он не упрекает своего пациента: «Слушай, как ты мог! Болезнь, да еще такая болезнь!»

То же самое и в нашей повседневной жизни: мы можем видеть, что человек делает что-то не то и даже пожалеть этого человека. Я вижу, что человек согрешает, могу сожалеть об этом, но помня о своих грехах, осознаю, что этот человек ничем не хуже меня. Так совпало, что он грешит, а я сейчас это вижу. Господи, помилуй меня и этого человека, ему тяжело потом будет! То есть констатировать факт мы можем, но при этом не должно быть упреков, потому что когда мы упрекаем, то мы себя ставим на уровень судьи: «Мы бы, конечно же, так не сделали! Ну, что вы, что вы!». Мы потому и судим, что считаем, что мы так бы не поступили — а вот он, надо же! И пошло осуждение, где есть упрек… Если упрека нет, то это просто рассуждение.

Помогай Господь!