«Мне кажется, что я совсем неправильно понимаю, что такое смирение. Стараюсь принимать все жизненные обстоятельства, но мне кажется, я стал безынициативным, плыву по течению, не пытаюсь изменить свои жизненные обстоятельства. Если объективно себя охарактеризовать, то можно сказать, что я не боюсь ответственности, самостоятельный, не эгоист. Не откладываю свою работу на потом, да и вообще я не тряпка, но вот безынициативность, которая меня будто парализовала в последнее время, настораживает. Как будто я специально прогибаюсь под обстоятельства. Например, мне ужасно не нравится моя работа, а искать другую не могу себя заставить, терплю. Пытаюсь сам в себе найти причины этого состояния — не получается. Может быть, я уже становлюсь мазохистом? Не знаю, не думаю, что это так, удовольствие, вроде, от этого не получаю. Помогите разобраться».
Не знаю, помогу или нет, но попытаюсь. Что такое смирение? Это решимость исполнить волю Божию, отвергнув при этом свою.
Первая часть: решимость и безынициативность плохо сочетаются. Решимость исполнить волю Божию — сильное чувство, готовность на что-то. Но чтобы исполнить волю Божию, ее еще надо узнать. «Отче Наш, да будет воля Твоя, яко на Небеси, так и на земли». Да будет воля Твоя! И Христос показал нам в Евангелии образец смирения. Он сам по себе образец всего!
Посмотрите, разве похоже на Христа, чтобы Он был безынициативный? Близко не подходит. Он — действующая личность. Он смело бури останавливал, Он делал бич и выгонял торговцев из храма. Мы видим в Нем гнев, Он гневается на людей: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры...» (Мф. 23:13) Ух, какая энергетика! Он смиренный человек? Это образец смирения. В чем оно выражается? Не в безынициативности, а в решимости исполнить волю Божию. В Гефсиманском саду Он до кровавого пота молился: «Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Вот оно, смирение.
Часть вторая: «отвергнув при этом свою». И Христос отвергает Свою волю, потому что наша человеческая воля греховна, она нас влечет и тянет в разные стороны: хочется того, хочется этого. А Боженька чего хочет от нас? И встает вопрос, а как ее услышать, как ее узнать? Господь говорит так: «Вот стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20). Понимаете, Он у дверей нашего сердца стоит и стучит тихонечко, и нужно еще вслушаться: где воля Божия. Нельзя понимать так, что Боженька с небес громом раздастся и прямо возвестит всё, и человек сразу всё сделает. А пока Божьего гласа не было, я сижу и ничего не делаю. Это не похоже на решительного человека. Это не решимость, а аморфное состояние, иллюзия готовности, пусть только Господь с небес мне крикнет: «Ты меня слышишь?» Не крикнет.
Решимость — это не просто быть готовым исполнить Божью волю, но и еще искать ее, вслушиваться, всматриваться. Так мне сделать или так, Господи? Какова Твоя воля? Не моя, но Твоя? Ты покажи мне ее, я готов. Вот она решимость и смирение.
Посмотрите, например, на пророка Илию. Ему Господь говорит: «Иди к Ахаву царю, и скажи ему: "Ах ты, такой-сякой, да как ты смеешь, изверг, что-то не так делать!"» Конечно, я утрирую, но Илия идет. Вы поставьте себя на его место: там охрана, царь, и ты пришел — ты кто такой? Какой-то оборванец должен сказать царю нелицеприятные слова. Это и есть решимость исполнить волю Божию. Хотя внешне это выглядит странно: заходит Илия и царя палкой чуть не по голове —вот что тебе Господь говорит. Выглядит это так, но это смирение. А мы думаем, что смирение — это безволие. Нет, это сильное чувство решимости исполнить волю Божию, и при этом эту волю нужно услышать, распознать и только потом исполнить.
Конечно, в информационном шуме современной жизни всё бурлит, наши эмоции плещут: чувства нас увлекают в одну сторону, воля наша — в другую, наши мысли в третью. Конечно, в этом хаосе услышать тихий стук в двери нашего сердца и распознать, что Господь хочет, непросто. Но для этого должна быть выстроена наша церковная и духовная жизнь. Почему нас учит Церковь посещать храм? Хотя бы раз в неделю ты должен приходить и участвовать в общехристианской молитве, регулярно исповедоваться, причащаться. И когда ты в этом ритме находишься, потихоньку успокаиваешься и входишь в такое состояние, что становишься способным распознать, услышать и увидеть волю Господню.