Все мы практически ежедневно получаем замечания. Стоит ли на них остро реагировать?
Часто критика расстраивает вас?
Раньше, когда замечания обрушивались в мой адрес, настроение быстро становилось плохим, душу заполняла опустошенность, мотивация близилась к 0. Эффект усиливался, когда они были необоснованными. Первое желание – оправдаться. Но часто даже слова невозможно было вставить.
Первая реакция на критику – потеря самообладания. Она состоит в обвинении критикующего: «Сам дурак» (если это позволяет субординация, допустим, на работе). Зачастую мы оскорбляем человека (не в лицо, так за спиной).
Вторая стадия – поиск виновного в ситуации для собственной защиты (нежелание признавать ошибку). Этот шаг часто приводит к конфликтам (перекладываем вину на другого, ругаемся, срываемся).
Справиться с критикой и обвинениями: несколько способов.
1. Не критиковать себя. Действительно, злейший критик – мы сами. Если заглушить критикующий в голове голос, обвинений в жизни станет в разы меньше.
2. Проработать критику. Если вы знаете, что начальник позвал вас, чтобы поругать за сорванный срок (хотя дело совсем не в вас, и он в курсе), просто про себя проговорите обвинения. Слушать будет проще.
2. Разобраться. Если ситуация позволяет, подробнее расспросите критика, обсудите причину вместе.
3. Учесть обратную связь, если доверяете человеку или его профессиональным качествам. Может, критика конструктивная?
4. Ничего не менять и просто выслушать. Иногда человеку нужно высказать, это делает его востребованным и более счастливым. Вы же часто слышите советы от родителей, следовать которыми не станете?
Ошибки – это часть нашего пути. Не страшно их совершать, странно повторять одни и те же. Не осторожничайте, действуйте по задуманному плану.