Когда речь идёт о бане, то современный человек сразу же представляет этакую бревенчатую избушку, горячую печь-каменку и веник. Однако такие бани в течение многих веков считались исключительно деревенским атрибутом. Уделом горожан в лучшем случае была тесная, холодная ванная, а до середины XX века и она была доступна далеко не всем.
Поэтому мылись горожане в общественных банях. И это тоже очень интересная тема для «Банного дня». Общественные бани, можно сказать, являются неотъемлемой частью городской культуры. И сегодня мы заглянем в самые известные из них – московские Сандуновские бани, расцвет популярности которых приходится на XIX век.
История Сандунов
Баня в большом городе – это особое место, которое в прошлом посещалось и бедными, и богатыми, и мужчинами, и женщинами, людьми всех сословий. Даже самые бедные старались приберечь 5 копеек, но сходить раз в неделю в баню и насладиться горячим паром, берёзовым веничком и ощущением чистоты. Кстати, известный знаток Москвы конца XIX века Вл. Гиляровский писал что в субботний день или перед праздником в банях столицы расходовалось до 3 тысяч веников.
Всего в Москве в середине XIX века насчитывалось более 60 общественных бань для разного люда, но самыми известными были Сандуновские бани или Сандуны. Построены они в 1808 году и до сих пор располагаются в великолепном здании, сооруженном по проекту архитектора Бориса Фрейденберга.
Основателями Сандунов являются… знаменитые в ту пору актёры – супружеская чета Силы и Елизаветы Сандуновых. «Спонсором» строительства стала сама императрица Елизавета II. Очарованная игрой своей тёзки государыня подарила Елизавете Сандуновой бриллианты. Они-то и дали возможность супругам купить землю под строительство в переулке, который с тех пор стал называться Сандуновским.
Конечно, архитектурным шедевром бани стали позднее, да и владельцев меняли неоднократно, но и до настоящего времени продолжают оставаться Сандуновскими.
Устройство Сандуновских бань
Этот банный комплекс был обустроен с невиданным по тем временам размахом и роскошью. Он состоял из нескольких отделений, цены в которых очень сильно отличались – от 5 копеек до 5 рублей (большие деньги по тем временам). Пятирублёвые отдельные кабинеты могли себе позволить только самые богатые люди, но и роскошь там была соответствующая. Мягкие диваны, чистые простыни, зеркальные залы – раздевалки, комнаты отдыха, где именитые клиенты могли общаться. Здесь подавались дорогие вина и кушанья, которые мальчики, служащие при банях, приносили из ближайшего ресторана.
Конечно, простые люди этого позволить себе не могли, но просто помыться и попариться в общем зале имели возможность и не слишком состоятельные москвичи. Здесь, конечно, и условия были попроще, и мыло подешевле, и личного парильщика не полагалось, и сохранность одежды под сомнением. Но вода и пар были такие же, как у аристократов.
В конце XIX Сандуновкие реконструировали. В них был проведён водопровод, в который поступала чистейшая вода из артезианской скважины. В банях появилось и электрическое освещение от собственной электростанции. При них были построены гостиница, ресторан и даже собственный зоомагазин, ведь многие аристократы приходили мыться со своими домашними питомцами.
Именитые клиенты Сандунов
Популярность этих бань в XIX веке была настолько высока, что аристократия и столичная богема их посещала не реже, чем театры. С самого основания в сандуновских банях побывала вся грибоедовская и пушкинская Москва, да и сам Александр Сергеевич захаживал, и даже под впечатлением знаменитых Тифлисских бань посоветовал пригласить массажистов.
Известный знаток московского быта Вл. Гиляровский писал, что в Сандуны любил ходить со всей своей семьёй генерал-губернатор В. А Долгоруков. Он мылся и парился в отдельном кабинете из пяти комнат: раздевалки, гостиной, будуара, мыльни и парилки. Ему в бане подавали серебряные шайки, дорогое французское мыло и изысканные вина. Причём в его особняке имелись прекрасно оборудованные мраморные ванны, но разве сравнятся они с баней.
Сандуны любил посещать и владелец Пассажа миллионер Солодовников, который славился своей скупостью и никогда не платил парильщику больше двух целковых.
А ещё в Сандуновских банях бывали А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. Шаляпин и даже князья Романовы. Сандуны слыли в Москве не просто банями, а культурным заведением, таким же, как, например, опера. Не посещать их для московского дворянина или представителя интеллектуальной элиты было просто неприлично.
В настоящее время, пережив несколько реконструкций и став, пожалуй, ещё более роскошными и дорогими, Сандуновские бани продолжают процветать. А еще каждую неделю, в небанный день вторник в них проводятся экскурсии, да, как в настоящем музее.