Только что прочитала статью о советской школе, написанную учителем, начинавшим работать вскоре после распада СССР, и работающим учителем сейчас. Автор сделал вывод, что советское образование было ничем не лучше современного. И что-то меня зацепило...
Сама я тоже педагог, правда - дошкольного образования, поэтому от имени учителя говорить не могу, буду сравнивать школьное образование разных периодов только с позиции бывшего советского школьника, вернее – школьницы.
Советская школа была намного лучше, чем современная.
Понимаю, что для объективности выводов мне будет сейчас мешать идеализация советского детства, но с уверенностью выскажусь именно так: #советская школа была намного лучше!
Раньше в ходу была фраза 35-го американского Президента Джона Кеннеди (1917 – 1963):
”#Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой”.
Эта фраза добавляла гордости за своё образование и свою страну каждому жителю Советского Союза. К ней, правда, добавлялось пафосное, что после запуска в Космос Ю.А.Гагарина американцы выбросили все свои учебники, как негодные. Ну это на совести утверждавших...))))
♥Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Ещё помню, какое впечатление на меня оказывали информация, что в годы Великой Отечественной войны многие ученики, изучавшие немецкий язык в школе, легко становились переводчиками.
#История моего героя по жизни – мальчика из уральской глубинки Николая Кузнецова, ставшего в годы войны немецким разведчиком Паулем Зибертом, ещё раз подтверждает это.
А сегодня что? Изучение иностранного языка для некоторых порой заканчивается на фразе: «Май нейм из Вася»… Увы, но это так!
Образование в #советские годы было крепким, основательным!
Все понимали нужность, обязательность образования для каждого, старались учиться.
Почему я так утверждаю? Ведь вроде были и «двоечники», и «второгодники».
А потому, что у всех людей (и у родителей второгодников) было понимание:
Чего-то добиться в жизни можно лишь получив как можно больше знаний о мире, о жизни, о человеке. Всё это могло дать лишь образование!
Иначе ещё это можно назвать культом знаний, культом образования в обществе!
Сравните с сегодняшними взглядами: «Можно стать миллионером, не имея никаких начальных и профессиональных знаний!»
А что может дать стране и народу такой вот необразованный, «пустоголовый» миллионер?
Отбор талантливых учеников из народа раньше и сегодня.
Сегодня отбор в некоторые «престижные" школы или ВУЗы напоминает лишь соревнованием родительских кошельков, и ничего более.
А я могу привести иной пример.
Мне вспоминается умненькая татарская девочка из деревушки под Казанью, где я была на практике в конце 70-х.
Эта девчушка, за глубокий интерес к математике и прекрасные знания, была в 6-7 классе прикреплена к Казанскому Университету, получала оттуда по почте задания, и самостоятельно занималась. Без всяких спецшкол и репетиторов.
Представляю, насколько бы сегодня усовершенствовалась эта форма работы, благодаря Интернету. Если таковая осталась, конечно...
Авторитет советских учителей.
Автор заметки, на которую я ссылаюсь, утверждает, что #образование в СССР если и было лучше, то исключительно благодаря авторитету советских учителей.
Соглашусь лишь наполовину, потому что добавлю: авторитет учителей усиливал образование, а образование (культ образования!) усиливало авторитет учителей. Такая вот своеобразная взаимоподдержка.
Советские учителя были горды, что выбрали своей профессией
нести в массы "разумное, доброе, вечное",
и делали это со всей ответственностью.
♦ ♦ ♦ Прочитайте мою статью на эту тему:
"Наверное, она - Ангел!" - так отзывалась о своей первой учительнице 85-летняя бабушка-татарка...
Я тоже, до сих пор, через несколько десятков лет, помню, как некоторые учителя входили в класс, как они стояли у доски, объясняли материал, ругали нас иногда… воспитывали...)))
#Школа СССР не исключала воспитание из педагогического процесса, как сегодня. Сегодня в школе только обучают.
♦ ♦ ♦ В тему моя статья про любимую учительницу ( с элементом воспитания):
Каким было самое действенное, самое эффективное наказание, которое я получила в детстве? Урок не математики
Скажу сразу: исключения, когда учителя не соответствовали выбранной профессии, были, и этих учителей дети сразу определяли, и не уважали.
Когда я пошла, после школы, учиться в техникум, я всегда видела – подготовился ли к занятию данный преподаватель? Либо он на ходу вспоминает, что бы нам такое сказать по новой теме?)))
Я могу с уверенность сказать: авторитет учителей, директора, завучей был настолько высок, что даже дома родители могли порой ссылаться в своих утверждениях на мнение какого-либо учителя, или что-то положительное рассказывать об учителях.
Да и само государство в те годы всячески поддерживало авторитет учителя, по телевизору шли соответствующие фильмы об учителях.
А сегодня порой дети издеваются над учителями... А особо «раскрепощенные» отцы некоторых учеников жестоко избивают учителей...
Д0жили…
Влияют ли Программы на уровень образования?
Вопрос об образовательных Программах настолько сложен (знаю это как специалист дошкольного образования), что разбираться с ним нужно отдельно.
Результатом же работы учителя является усвоение учениками Программы, существующей в Системе образования в конкретный исторический период.
То есть учитель работает только с той Программой, которая есть, не забывая, при этом, о развитии личности школьника средствами преподаваемого им предмета.
А вот разрабатывают программы учёные, отбор которых в педагогическую науку сегодня полностью аналогичен отбору талантливых учеников, о котором я упоминала выше.
Поэтому, какие уж у нас ученые и руководители Системы Образования имеются – к ним и вопрос по содержанию программ.
А учителя делали и делают всегда, и сегодня тоже, своё дело.
Оказывала ли на советских учителей влияние партийная организация?
Ещё автор статьи, от которой я отталкиваюсь в своих размышлениях, упомянул, что на учителей большое влияние оказывала партийная организация.
Вот тут ничего сказать не могу – с «колокольни» ученицы это не было заметно.
Были ли излишне политизированы #учителя в СССР ?
Я даже не знаю, честно говоря, кто из наших учителей состоял в партии, а кто - нет?
По логике – 80 % из них должны были состоять в КПСС, но мы этого совершенно не замечали. Даже учителя истории не отличались чем-то особенным, не бросались лозунгами на каждом шагу.)))
Вот преподаватель истории в техникуме, где я училась после школы, - Маргарита Васильевна – была партийной, это точно.
Но она была и по жизни настоящим коммунистом – таким правильным человеком.
Она всегда останавливала, даже в коридорах техникума, излишне развязно ведущих себя молодых людей. От неё веяло какой-то "непогрешимостью", даже когда она просто проходила рядом))), это я вспоминаю и сейчас.
Причем, она никогда не была какой-то зловредной, устрашающе строгой или страшной, она даже не имела прозвища.)))
Просто она была спокойной, малоулыбчивой женщиной, с восточной (среднеазиатской) внешностью, но русским именем. И "правильной" - до "мозга костей"))).
♥Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Я могу приводить ещё много разных примеров в пользу советского образования, но хочу подчеркнуть, что
оно было лучшим в мире благодаря своей цели – обучению и воспитанию всесторонне развитой личности, человека-творца.
Сегодня же цели и задачи в образовании размыты, в документах они занимают по полстраницы, но полной ясности нет, поэтому я даже не хочу их здесь приводить.
#Советский Союз давал #образование всем и каждому (такое образование называется эгалитарным); Россия же даёт образование только части населения, остальным - по минимуму (такое образование называется элитарным).
Образование сегодня усиливает раскол общества, закладывает мину замедленного действия! Кому-то нужны социальные взрывы в скором будущем.
Но это отход от темы. Поэтому, на этом закончу.
А как по-вашему: какая #система образования лучше - советская или современная?
Спасибо, что дочитали!
Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.
Всем мира и добра!