Найти тему

Хаос или гармония? Собор Василия Блаженного

10 церквей и колокольня - немного too much или архитектурный шедевр?

На самом деле, логика храма математически чиста, и найдя однажды гармонию, затем удивляешься - как же раньше ее можно было не заметить?

Но давайте по порядку.

Первое: дефолтное с рождения. Культурный код прививает нам собор как символ Москвы и России, русской архитектуры или вообще - воплощение русского характера. Дескать, снаружи ярко и пестро, а зайдешь внутрь - тесно и неуютно.

Второе: раздражающее! Иметь такую сложную архитектуру, такой выбивающийся из всех рамок и правил объект и.. никакой пояснительной записки?? Логично, что головах прочно поселилась смутная неприязнь, которая не более, чем оставшиеся без ответов нормальные вопросы. Что такого "русского" в этом соборе? Почему он стоит на Красной площади? Кому пришла в голову эта фантастическая форма? Что она означает? Кто такой Василий этот Блаженный?

В народе и в школах нам рассказывают одну и ту же байку про Барму и Постника. Якобы псковские зодчие построили такое чудо, что Иван Грозный приказал их ослепить. Ну, чтобы больше нигде и ничего подобного построено не было.

Эту байку так настойчиво навязывали в советское время, что она попала даже в академический учебник по русской архитектуре МАрхИ. МАрхИ и старые байки - вот это весьма обидно.

В этом посте пойдем дальше, чем есть возможность у несчастных студентов-архитекторов)

-2

Центральная церковь зовется Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Она дала имя всему комплексу - собор звали Покровским. Его возвели в память о взятии Казани в 1552 году.

Высота церкви не вызывает удивления в 21 веке, но 500 лет назад это был целый небоскреб. Покрывающий площадь торг был занят лавками в 1-2 этажа. Прекрасный собор парил над городом. Колоссальный объем храма как бы перекликался с густо застроенным величавыми соборами кремлем. Два островка вертикалей - главы кремля и главы Покровского собора.

Однако же смысл у них был разный. Кремль был царской резиденцией, соборы в нем - тоже царскими. А Покровский собор задумывался и навсегда остался народным храмом, поэтому и расположили его посреди Торга. Такое противостояние.

Собор и Кремль разделял Алевизов ров, также как и кремль отделанный кирпичом. Этот ров дал название храму "на Рву".

Иерусалимский храм
Иерусалимский храм

11 глав собора и колокольня, собранные вместе, очень напоминают город, и не случайно. Иерусалимом, библейским "градом небесным" называли Покровскую церковь. Традиция строить город по описаниям Иерусалима началась еще в Константинополе (втором Риме). Иерусалимом строился древний Киев и Владимир. А в Москве появился целый город-храм, окончательно закрепив легенду про "Третий Рим".

В Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи, в Иерусалим въезжал на осле сам митрополит, олицетворяя собою Христа. Церемония "Шествия на осляти" начиналась торжественной литургией в Успенском соборе, где присутствовал царь и бояре. От Успенского собора митрополит восходил на "Голгофу" - Лобное место. Осла вел под уздцы сам царь, бояре выстилали дорогу золотыми одеждами. Весь город наблюдал за действом, молясь и кладя поклоны. Кульминация наступала, когда "Иисус" входил в Иерусалим. Через церковь с западной стороны - ближайшую к кремлю - он пересекал Покровскую церковь в середине и попадал в восточный придел - церковь Святой Троицы.

Восток - то место, где в обычной церкви помещается алтарь, это символ царствия небесного, рая. В комплексе "Иерусалимского града" Троицкая церковь разместилась на востоке неспроста - Троица была главным духовным символом заказчика церкви, Ивана Грозного. Может быть, это связано с тем, что по пути в Казань он останавливался в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, как Дмитрий Донской, чтобы помолиться о победе. Но так или иначе, посвящение Троице подчеркивало особенный статус церкви, ее идеологическое главенство.

Найти Троицкую церковь легко - если смотреть с площади, она будет ровно слева, высокая, с большой главой в желто-зеленых спиральных линиях.

Что же остальные церкви?

Мы говорили о центральной церкви Покровов Богородицы, и это тоже непростой символ. Покрова Богородицы - праздник исключительно русский, он связан одновременно с защитой от врагов и победой над ними. Покровские церкви ставились над воротами крепостей - для защиты. А также Богородица считалась личной заступницей владимирских и затем московских князей и царей. Поэтому церкви Богородицы были напоминанием о тесной связи и покровительстве самому царю.

Освобождение от татарского ига (по крайней мере, со стороны Казани), военная победа христианства над мусульманами, ознаменовавшая независимость молодого русского государства - сами по себе достаточные причины посвятить собор Богородице. Но помимо этого, на праздник Покровов Богородицы пришелся вход царя Ивана Грозного в побежденную Казань.

Церковь Покровов Богородицы
Церковь Покровов Богородицы

На другие победы в этом кровопролитном походе пришлось еще несколько церковных праздников - так среди 7 окружавших Покровскую церковь появились приделы Александра Свирского, Григория Армянского и Трех Патриархов.

Победоносное возвращение молодого царя и его вступление в столицу приурочили к празднику Входа Господня в Иерусалим. Именно с этого момента несомненной стала ассоциация Москвы с Третьим Римом, столицей христианского мира. Коленопреклоненные, стояли москвичи по улицам по ходу торжественной процессии Ивана Грозного.

Найти церковь Входа Господня в Иерусалим также несложно - с площади она видна по правую руку, там, где сейчас располагается крыльцо.

Не только Казанские победы, но и присоединение Вятского края нашли свое отражение в храме на Красной площади. Иван Грозный, в знак покорения вятичей, отобрал их главную святыню - икону Николы Великорецкого - и велел принести ее икону в Москву крестным ходом.

Про "обретение" престола этой церкви существует целая легенда, записанная в летописях. Якобы в изначальном плане было только 8 церквей - одна посередине и 7 вокруг. И лишь при закладке каменного храма в присутствии царя с сыном, духовенства и бояр "открылся" 9 престол. Может это быть правдой или нет - узнаем скоро.

Как найти церковь Николы Великорецкого - если посмотреть с Васильевского спуска, справа увидите бело-красную главу в зигзаг.

Церковь Николы Великорецкого
Церковь Николы Великорецкого

Архитектура храма

Об архитектуре нужно сказать отдельно, потому что для нас, повидавших все возможные типы церквей и убранства, собор не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. А вот для 16 века - это была диковинная диковина. Несмотря на страшный консерватизм в отношении храмового зодчества и обрядов, эта фантастическая громада прижилась и ... дала начало множеству новых традиций! Тех, что по сей день принято считать подлинно русскими.

Первая из них - шатровые церкви. Шатер - это острое завершение кровли, граненное или круглое в поперечном срезе. Центральная Покровская церковь имела как раз шатровый верх. Академики в последние 100 лет ломают копья, выясняя, что же произошло раньше - деревянное шатровое зодчество или каменное. Однако сойдемся в одном - именно с Покровской церкви шатер вошел в массовое строительство.

Другая черта - луковичные главы - это визитная карточка русских церквей. Могу поспорить, многие и не подозревают, что бывают другие. А между тем, никаких луковиц до Покровского собора русское зодчество не знало.

Какие же были главы? Шлемовидные, то есть более плоские. Сравните:

Говорят, что луковицы на Покровском соборе появились уже при сыне Ивана Грозного, Федоре. А изначально форма глав была стандартной, шлемовидной.

Вообще облик собора был иным. Сейчас он покрашен в красный цвет, покрыт узорами и орнаментом. А изначальный храм был более строг - кирпичная поверхность стен и декор из резного белого камня. Гладкие главы сверкали золотом.

-10

Как видно на реконструкции, не было галерей вокруг, не было крыльца и колокольни - вместо нее стояла звонница. Никаких пестрых росписей и многоцветных куполов.

И главное - не было церкви Василия Блаженного.

Собор, вид от ГУМа. Церковь Василия Блаженного - самая маленькая, в левом углу. Маленькая главка в желто-зеленую спираль.
Собор, вид от ГУМа. Церковь Василия Блаженного - самая маленькая, в левом углу. Маленькая главка в желто-зеленую спираль.

Собор Василия Блаженного

Как получилось, что Иерусалимская, или Покровская, или Троицкая церковь приобрела имя Василия Блаженного? Два обстоятельства оказали свое влияние. Василий Блаженный, известный московский юродивый, к чьим словам прислушивался сам Иван Грозный, умер еще до начала строительства собора. Однако спустя двадцать лет его могилу раскопали - и обнаружилось, что мощи его не истлели. От них пошла череда невероятных чудес и исцелений, что моментально возвело его в ранг святых. Разумеется, положить мощи народного святого нужно было там, где у людей был постоянный доступ - то есть, не в кремле. А вот в Покровском соборе было очень естественно соорудить еще один придел. Новая церковь Василия Блаженного была маленькой и единственная отапливалась среди всех теперь уже 10 церквей. Неудивительно, что поток народа не кончался даже зимой. Так весь храм постепенно стали звать по маленькой церквушке Василия Блаженного.

В 17 веке собор приобрел известный нам облик: звонницу сменила шатровая колокольня. Вокруг собора пошла галерея с крыльцом, позже на крыльце появилась шатровая крыша.

Всю поверхность покрыла роспись и декор, собор приобрел свою нарядность и пестроту. То самое, что позже Ле Корбюзье назовет бредом пьяного кондитера. Однако глаза знаменитого архитектора застилали предубеждения, между тем как подлинной красоты под украшательством он не захотел найти.

Найти красоту и гармонию, впрочем, несложно.

Итальянский Ренессанс в архитектуре принес понимание пропорций, но не в виде досужих наблюдений - а вполне конкретных формул. Соотношение высоты, ширины, формы, соединения, даже рекомендации по дроблению общего или наоборот, объединению деталей. Имея такой сборник рекомендаций по строительству, любой инженер мог легко соорудить безупречно-красивое здание. Так строились соборы и стены кремля - по учебникам итальянских мастеров итальянскими мастерами.

Мы не имеем никаких сведений, приложил ли к созданию собора Василия Блаженного руку какой-либо итальянский зодчий. Но мы имеем сам собор - и он вполне способен говорить сам за себя. Его идеально прочерченный план, воплощенная симметрия и центральность - дитя инженерной мысли, а отнюдь не народного украшательства.

Высота и толщина барабанов, несущих главы, рассчитаны по тем же формулам. Чередование больших и малых глав имеет свой порядок.

Итальянской была и технология кладки - красный кирпич, белый камень. Именно таким был и Архангельский собор в кремле, чье итальянское авторство зафиксировали летописи.

Для меня лично итальянское происхождение подтверждает другая постройка - колокольня Ивана Великого.

Стоя посреди Москворецкого моста, можно охватить одним взглядом панораму Кремля и Васильевский спуск. Высокая тонкая свечка - башня для колоколов, первая колокольня в России - Ивана Великого. Колоколен до начала 16 века не строили, да и таких столпообразных форм русские зодчие не знали. А вот в Италии высокие колокольни, и в том числе круглые колокольни - строились в большом количестве.

Стоит перевести взгляд вправо - на собор, и станет понятно, что все 8 церквей по кругу - имеют форму таких же столпов. Их сходство столь разительно, что сложно поверить в его случайность.

Впрочем, моя статья не о том, какой национальности был автор :)

Я трепетно люблю спрятанную на виду жемчужину, и мне, по большому счету, все равно, был ли это русский мастер, вооружившийся итальянским учебником, или итальянец, изучивший русское узорочье.

Я наслаждаюсь игрой пропорций и красок, мне нравится то рассматривать храм целиком, то наблюдать, как влияют на общий эффект детали.

Мне нравится, как вписывается в городское пространство высокая пирамидальная форма, как она притягивает к себе все пространство.

Это и есть тот собор, который мне бы хотелось, чтобы вы тоже увидели.

Будет желание взглянуть воочию - пишите, увидимся и полюбуемся вместе!

-14

Стефания Жеренкова, Ваш гид-архитектор