Доброго времени суток, читатели!
Недавно я посмотрел фильм 2014 года "Люси" со Скарлетт Йоханссон и Морганом Фриманом, и остался под двойственным впечатлением. С одной стороны, это неплохой фильм с интересными спецэффектами, отдающий дань уважения лучшим развлекательным картинам Бессона. А с другой - кому он сейчас, собственно, нужен?
Люк Бессон иногда будто просыпается от многолетней спячки, оглядывается вокруг и в ужасе понимает, что давно не производил чего-то хорошего и интересного. В этот раз таким "хорошим и интересным" (сарказм ли это - решайте сами) стал художественный фильм "Люси", опирающийся на две концепции: устаревшей теории о малом использовании мозга человеком и "личной" супергероики, как это было в случае с "Пятым элементом".
Кризис супергероики?
Сюжет картины нам показывает слегка легкомысленную и глуповатую девушка Люси, чью фамилию мы ни разу не услышим за весь фильм, попадающую в ситуацию, в которой никому бы не хотелось оказаться - фактически, курьера - живого товара. Девушка вынуждена внутри своего тела перевозить новый наркотик, упаковка которого разрывается внутри неё, и постепенно препарат делает из девушки со средним умом реального гения и супергероя без конкретного подвига в итоге.
Постепенно Люси выходит за рамки обычного человеческого существования, что ненароком отсылает зрителя к культовой картине "2001: Космическая одиссея", но вся монументальность происходящего ближе к концу действа ощущается довольно дешёвой попыткой "разгадать" загадку бытия.
Не спорю, местами выглядит впечатляюще, картинка в фильме довольно сочная, юмор и эпичные моменты в духе Бессона, но на контрасте сверхспособностей и философии документалок BBC как-то сворачиваются в трубочку, и если в неё посмотреть, то увидишь лишь Моргана Фримана, толкающего речи о тупости людей на фоне каких-то около документальных съёмок, резко вырывающихся из общей картинки происходящего в фильме. От этого его развлекательный характер часто сходит на нет, и становится откровенно скучно ждать развязки, пока не наступает ЭПИЧНЫЙ момент. И этот неровный ритм не позволяет в достаточной мере насладиться происходящим.
По мере написания этой рецензии, я пришёл к выводу, что весь фильм после разрыва упаковки наркотика в теле Люси является её галлюцинацией. Возможно ли вообще такое, чтобы человек, сколь бы ни был развит его мозг, мог менять гравитацию, по мгновенному желанию "выключать" других людей, создавать из своего тела "щупальца" и много других вещей?
Вероятно, сам того не понимая, Бессон создал этакий образ "лучшего мира с запрещёнными препаратами", отчего мораль фильма претерпевает серьёзные изменения, однако выделить реальную мораль и без того становится сложно: нужно быть лучше и постоянно развиваться? Крах человеческого существования наступит тогда, когда человек превзойдёт многократно свои способности? Нужно перестать искать смысл в жизни, потому что природой Вселенной этот смысл указан как "передача информации другим"? Что хотел донести Бессон? Не ясно.
Душновато
Как и не ясно, кому вообще сейчас будет нужно смотреть этот фильм. Пересматривать его, как это происходит с теми же "Пятым элементом" или "Такси", не возникает желания, потому что скучные моменты зачастую убивают всякое желание продолжать просмотр, утрированная философия не делает боевик умным, а документальные вставки и некоторые ракурсы (особенно в моментах с Морганом Фриманом) делают из картины фильм не А-класса, а уже близкого к классу-Б, что меня лично угнетает. Да и актёры не выдают невероятных перформансов и чего-то действительно запоминающегося. Тот же Морган Фриман играет типичного Моргана Фримана, а Скарлетт большую часть времени играет куклу - сначала как человек без амбиций и большого ума, а потом как сверхчеловека без эмоций. Никаких ярких характеров, никаких сцен, что могут стать культовыми. Так, средний боевичок на вечерок.
В итоге, фильм на поверку оказывается лишённым большей части душевности, присущей лучшим картинам Люка Бессона, и своим некоторым морализаторством становится даже... душным. Такое развлекательному фильму не прощается, а уж творению Бессона - тем более. Ощущение такое, что он просто не знал, что ему лучше сделать - боевик или философскую притчу, и в итоге всё смешал и получил кастрюльку с непонятным варевом, которое захочется посмотреть один раз, но на второй уже не хватит такого желания.