Вопросы юридической оценки преступной деятельности двух или более лиц регламентируются главой 7 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). При этом положения названной главы УК РФ охватывают не все групповые объединения с участием несовершеннолетних.
Итак, возможны следующие варианты участия несовершеннолетних в группе:
- преступление совместно совершено лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, и несовершеннолетним, достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- преступление совместно совершено двумя и более несовершеннолетними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- преступление совместно совершено лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, и лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- преступление совместно совершено несовершеннолетним, достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и лицом, не достигшим указанного возраста;
- общественно опасное деяние совершено двумя или более лицами, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением предусмотренного в статье 20 УК РФ возраста;
- лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, организовало, подстрекало или способствовало совершению общественно опасного деяния, совершенного двумя или более лицами, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением предусмотренного в статье 20 УК РФ возраста;
- несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, организовал, подстрекал или способствовал совершению общественно опасного деяния, совершенного двумя или более лицами, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением предусмотренного в статье 20 УК РФ возраста;
- два или более лица, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, организовали, подстрекали или способствовали совершению преступления лицом, достигшим установленного в уголовном законодательстве возраста уголовной ответственности;
- два или более лица, достигших возраста уголовной ответственности, организуют, подстрекают или способствуют совершению общественно опасного деяния малолетним лицом.
В ситуации, когда преступление совместно совершено лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, и несовершеннолетним, достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо двумя и более несовершеннолетними, достигшими возраста уголовной ответственности, проблем юридической оценки деяния каждого из субъектов не возникает.
В случае совместного совершения преступления лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, и лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в соответствии с действующим уголовным законодательством применяется положение части второй статьи 33 УК РФ, в соответствии с которым посредственным исполнителем признается лицо, совершившее преступление с использованием иного лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста либо иных обстоятельств. Пленум Верховного Суда РФ прямо указал на это в своем постановлении[1]. Таким образом, действия взрослого квалифицируются по соответствующей статье Особенной части УК РФ без учета группового способа совершения преступления, поскольку лицо, не достигшее установленного в статье 20 УК РФ возраста, не может быть признано субъектом преступления, следовательно, на основании положений главы 7 УК РФ, не будет являться его соучастником и образовывать группу в уголовно-правовом смысле. Помимо этого в действиях совершеннолетнего лица содержится еще один состав преступления – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, т.е. его действия должны быть квалифицированы по соответствующей части статьи 150 УК РФ. Кроме этого, в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, учитывается п. «д» ч. 1 ст. 63 УК РФ.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» говорится о том, что если лицо совершило кражу посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста или других обстоятельств, его действия (при отсутствии иных квалифицирующих признаков) следует квалифицировать по части первой ст. 158 УК РФ как непосредственного исполнителя преступления (часть вторая ст. 33 УК РФ)[2].
По нашему мнению, российский законодатель и высшая судебная инстанция абсолютно не учитывает тот факт, что действия лица, не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста уголовной ответственности могут быть объективно опасными. В такой ситуации преступление совершено совокупными усилиями исполнителя и лица, не подлежащего уголовной ответственности. При отсутствии совокупности таких усилий преступления могло и не быть.
В подтверждение высказанной точки зрения по поводу квалификации краж, грабежей и разбоев необходимо привести результаты обобщения материалов конкретных уголовных дел. Так, при анализе допросов потерпевших по уголовным делам о грабежах установлено, что при нападении нескольких лиц на потерпевшего, когда все они действовали согласованно, потерпевший воспринимал это как нападение группы лиц. Однако в ходе предварительного расследования установлено, что в грабеже участвовали несколько лиц, и лишь один из них отвечал требованиям субъекта преступления, а остальные не являлись субъектами в силу малолетнего возраста. Таким образом, деяние было квалифицировано как ч. 1 ст. 161 УК РФ[3].
При совместном совершении преступления несовершеннолетним, достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и лицом, не достигшим указанного возраста, на основании положений главы 7 УК РФ и сложившейся судебной практики, действия несовершеннолетнего, являющегося надлежащим субъектом, квалифицируются по конкретной статье Особенной части УК РФ без учета группового способа совершения преступления. При этом в качестве обстоятельства, отягчающего наказание несовершеннолетнего, достигшего установленного законом возраста уголовной ответственности, учитывается п. «д» ч. 1 ст. 63 УК РФ.
При рассмотрении ряда уголовных дел о кражах было установлено, что несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, совместно с малолетними лицами совершили кражу крупногабаритных предметов, иными словами, если бы лицо, являющееся субъектом преступления, действовало в одиночку, то похитить предметы преступления не удалось бы. Однако действия указанных лиц были квалифицированы по ч. 1 ст. 158 УК РФ ввиду того, что отсутствовали иные квалифицирующие признаки[4].
В случае совершения общественно опасного деяния двумя или более лицами, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением предусмотренного в статье 20 УК РФ возраста, в отношении каждого из них отсутствует такой признак субъекта преступления, как установленный законом возраст привлечения лица к ответственности, следовательно отсутствует субъект как элемент состава преступления. Однако в статье 8 УК РФ предусмотрено, что единственным основанием для привлечения к уголовной ответственности является наличие в деянии лица всех признаков состава преступления, предусмотренного действующим российским уголовным законодательством. На основании изложенного уголовное дело, возбужденное по факту совершения преступления двумя и более малолетними лицами подлежит прекращению в связи с отсутствием состава преступления.
Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте "Независимый советник".
Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.
Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача - делиться с вами только полезной информацией.
А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.