2,3K подписчиков

Церковь и деньги. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить!

1,8K прочитали
Батюшка возле освящённой машины. Фото из открытых источников
Батюшка возле освящённой машины. Фото из открытых источников

Сколько "зарабатывают" священники? Откуда у некоторых из них дорогие авто? Как устроена экономика прихода/епархии и Церкви в целом? Дорогие читатели! Сегодня вы получите ответы на эти и другие вопросы о церковных финансах!

Представляю вашему вниманию некую антологию публикаций цикла "Церковь и деньги" с разбором большинства волнующих общество вопросов. Если какие-либо вопросы остались неохваченными - задавайте их в комментариях для продолжения цикла.

Также рекомендую обратить внимание на другие интересные публикации канала по ссылке "навигация"!

"Почему в храме всё за деньги?".

Прежде всего давайте вспомним о том, что такое Церковь. С одной стороны, Церковь это установленный Богом институт сохранения и передачи новым поколениям неповреждённого учения Господа Иисуса Христа. С другой - Церковь это мистическое тело самого Господа а все верующие - части этого тела, через Церковь сообщающиеся с нашим Создателем. Наконец, Церковь это организация, созданная для обеспечения двух своих первых основных задач. И как всякой организации, для поддержания своей структуры и функций, ей требуются определённые средства.

Уже в первом веке от Рождества Христова, верующие брали сначала апостолов, а потом и поставленных ими во главе новосозданных христианских общин епископов, а также свои молитвенные помещения на содержание общины. Это никогда не понималось верующими, как покупка или продажа религии.

Проповедь Евангелия давала христианам неизмеримо больше того, чем они обладали до этого – надежду на Вечную жизнь в Царствии Божием. Все они понимали, что "трудящийся достоин пропитания", а собранная епископами милостыня может быть использована также для нуждающихся и больных в других христианских общинах. Верующие отдавали толику своего материального достатка ради того, чтобы Церковь могла поддерживать своё существование и продолжать миссию.

Вот как эту мысль в девятой главе Первого послания к Коринфянам выразил святой апостол Павел: “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”.

Таким образом мы, называющие себя верующими, должны участвовать в жизни Церкви своим доходом, если хотим поддерживать её существование и пользоваться накопленными Церковью духовными сокровищами. А мы хотим этого.

В древние времена, как отмечал в своей статье “Откуда у Церкви деньги?” протодиакон Андрей Кураев, устройство жизни имело известную простоту. Во-первых, при каждом храме складывалась постоянная община из живущих поблизости верующих, в которой все друг друга знали и все уделяли значимую часть дохода (церковную десятину) на нужды храма.

Во-вторых, большая часть вещей, которые использовались в храме, изготавливалась самими верующими в рамках их хозяйств. Крестьяне сами сеяли злаковые и, как следствие, мололи зерно в муку и выпекали хлеба и просфоры. Виноделы лично изготавливали богослужебное вино и приносили его в храм. То же самое происходило с материей для облачений, ладаном, свечами, елеем (маслом) и т.п. – это были продукты домашних хозяйств верующих, которые они приносили и жертвовали в храм.

Сегодня общественное устройство значительно усложнилось. Теперь сам храм занимается изготовлением просфор, закупкой вина, ладана, елея, облачений и утвари, изготовлением свечей. А мы – программисты, врачи, пожарные, лётчики, логопеды, фрезеровщики и прочие – не способны использовать прямые продукты своего труда для совершения богослужений.

Мы конвертируем свой труд в деньги, которые приносим в церковную лавку и на которые заказываем записки и свечи, а уже сама Церковь берёт на себя труд обратить нашу непрямую жертву во всё, потребное для Таинств.

Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры в городах “размывает” общину. Сегодня я хожу в один храм, а завтра захотел, сел на метро и поехал в другой, расположенный от моего дома за несколько километров или вообще на другом берегу огромной реки, но легко мне доступный.

Также отрицательно на жизнь общины влияет и ритм сегодняшней жизни. Если я, к примеру, работаю по сменам два через два, работа не позволяет мне посещать воскресное богослужение не то, чтобы каждую неделю, а хотя бы и каждую вторую.

Таким образом, в постоянной “обойме” храма остаются лишь немногие, что не позволяет содержать его за счёт десятины. Поэтому её и не собирают с верующих. А деньги на содержание храма нужны… Так что не стоит удивляться указанным в храме “рекомендуемым суммам пожертвования” за записки, свечи и разные требы. Это современная замена той десятой части доходов, которую мы, верующие, должны бы отдавать в Церковь.

Кроме того, всё самое важное в Церкви можно получить даром! Не верите? А давайте вспомним, когда и где вы в последний раз видели платное Причащение?

Причащение мирян. Фото из открытых источников
Причащение мирян. Фото из открытых источников

Центральным местом православного богослужения является Таинство Евхаристии. В нём по молитве епископа или священника на предложенные хлеб и вино сходит Бог Дух Святой и таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Причащаясь (употребляя их в пищу), мы сообщаемся с Богом, напитываемся даруемой им энергией благодати. И это главнейшее для верующих Таинство всегда и везде, абсолютно в любом храме является бесплатным.

Многие люди задают вопрос: "А если у меня нет денег? Мне что, откажут в молитве, совершении Таинства или требы?"

Начнём с того, что никто не заставляет нас с вами идти в Церковь и подавать записки, ставить свечи или заказывать сорокоуст. Если мы стремимся сделать это, значит мы верим в Господа Иисуса Христа и ощущаем себя членами Его Церкви, чувствуем духовную потребность в молитве Церкви за нас.

А коли так, то мы должны выделять толику средств на поддержание существования Церкви. Ведь находим же мы деньги на мороженое, чашку хорошего кофе, походы в кино или поездку в Таиланд?!

Поговорите со своей совестью! На самом деле в нашей жизни крайне редко бывают ситуации, когда у нас на самом деле нет денег. Когда живот сводит от голода. Когда ноги устали от дороги, а нужно пройти ещё десять остановок, потому что 25-ти рублей на автобус не имеется.

Чаще всего, говоря что у нас "нет денег", мы имеем в виду, что нам их жалко на что-то и помысел на задворках сознания потратить их на другую, желанную, но не всегда полезную вещь. Если мы любим Бога, то в храме нас этот помысел должен оставлять.

Но, встречаются и действительно стеснённые обстоятельства! Например, люди с тяжелобольным ребёнком на руках, сгоревшим домом и подобными ситуациями, когда действительно уже не до удовольствий, быть бы живу… Неужели такому человеку, за неимением денег, священник откажет в Таинстве Крещения, или принятии записки на богослужение?

Я не знаю таких священников! Всегда существует возможность подойти к батюшке и по-человечески объяснить ситуацию. Тогда батюшка пойдёт вам навстречу и сделает всё бесплатно.

Гипотетически, такой жестокосердный священник может существовать. Но ведь и из 12-ти апостолов Спасителя нашёлся один предатель Иуда! Редчайшее исключение лишь подтверждает общее правило! Если вы столкнулись с таким батюшкой, всегда можно пойти в другой храм и там вам не откажут.

Кроме того, самое важное Таинство Церкви – Причащение Святых Тела и Крови Христовых всегда и в любом храме происходит без взимания каких-либо пожертвований. Что ещё раз напоминает нам о том, что Церковь не стремится “нажиться” на верующих.

С этим разобрались. Но почему-же “рекомендуемая сумма пожертвования” довольно высока? Неужели нельзя оставить сумму пожертвования на усмотрение верующего?

Всё зависит от духовной культуры прихожан. В некоторых храмах, действительно, нет никакой “рекомендуемой суммы” и ты можешь оставить столько денег, сколько пожелает душа. Но нередко бывает и так, что при проявлении подобной инициативы все свечи разберут, а в храме оставят лишь горку мелочи…

Православный публицист Андрей Зайцев предлагает взглянуть на такой исход глазами священника и церковных работников и самим себе ответить на вопрос, не против ли это нашей христианской совести: “В храме есть певчие, которым нужно платить хоть какую-то зарплату. Сторож, алтарник, работник свечного ящика… Это означает, что каждый месяц священник должен  платить людям. Он не может сказать: “Вы знаете, в этом месяце у нас было мало жертвователей, поэтому вы трудились бесплатно””.

“Настоятель храма не может договориться с прохудившейся крышей, счетами за отопление и электричество. Не может не платить отчисления в епархию… Кроме того, у белого духовенства есть жена и дети, а значит, он должен  приносить какие-то деньги и домой” – добавляет он в своей статье “Зачем священнику деньги?”.

Резюмируя сказанное: если вы можете позволить себе оплатить "рекомендуемую сумму пожертвования" за требу или Таинство - сделайте это! Если же вам действительно трудно - просто подойдите к настоятелю храма (священнику) и объясните ситуацию. Он обязательно пойдёт вам навстречу!

В среде борцов с "лицемерными служителями культа" и "толстыми попами" принято задавать вопрос: "- А почему ваши священники призывают к бедности, а сами все ездят на "мерседесах""?!

На это отвечали уже многие православные публицисты, но напомним и мы. Зачастую, богатые машины священников – это просто растиражированный фейк, как например вот этот:

Популярный некогда демотиватор. Изображение из открытых источников
Популярный некогда демотиватор. Изображение из открытых источников
Развенчание фейка об "автомобиле священника". Православный демотиватор
Развенчание фейка об "автомобиле священника". Православный демотиватор

Но иногда у епископа или священника действительно можно увидеть дорогой автомобиль… Причём, не обязательно "Мерседес". Популярны также "Тойота Камри", "БМВ" и другие авто представительского класса. Как же им достаются такие автомобили и почему духовенство не дарит их малоимущим?

Во-первых, случается и такое. Лично знаю архиерея, который раздарил несколько своих авто священникам (Последовательно по мере их появления у самого владыки! А то напишете сейчас в комментариях, что у него было одновременно три десятка машин).

Во-вторых, само по себе наличие хорошего автомобиля не противоречит морали и статусу священника и, тем более, архиерея. Нестяжательность - это удел монашествующих, а не женатого духовенства или епископов, которые были поставлены во главе крупных территориальных общин.

В-третьих, автомобили действительно нужны духовенству. Это насущная необходимость, рабочий инструмент. Епископам, например, приходится посещать по делам множество государственных ведомств и регулярно объезжать все храмы епархии. Священникам – соборовать на дому больных, причащать умирающих, отпевать на кладбищах и совершать другие требы. Чтобы везде успеть, необходим личный транспорт.

Откуда у клирика может взяться дорогой автомобиль?

Большая часть епископов и настоятели некоторых крупных храмов действительно могут позволить себе дорогое (а значит и качественное, надёжное) авто за счёт бюджета своей епархии или собора. Что же плохого в том, что их машина не будет ломаться в дороге и быстро доставит к месту назначения?

И всё же, чаще хорошие машины владыки и пресвитеры не приобретают на церковные деньги. Их им просто дарят. Понимая нужду священнослужителей в хороших “колёсах”, состоятельные благотворители порой преподносят им какой-нибудь внедорожник для поездок по сельской местности или хороший седан для перемещений по городу. Такое пожертвование ничем не хуже денег или кирпичей для постройки храма и Церковь с благодарностью принимает его.

Также не стоит забывать и о третьем возможном источнике появления хорошего автомобиля - светская специализация священника и его жизнь до рукоположения. Как вы понимаете, священниками не рождаются...

Знаю людей, пришедших к священству из армейского офицерства (иногда в немалых чинах) и других силовых структур, из академиков, из врачей-кардиохирургов, из коммерсантов, из бывших чиновников и т.п. До принятия священного сана они имели немалый достаток, просторные дома и хорошие авто.

И вот теперь, вступив на стезю служения Богу и людям, почему же они должны отказаться от нажитого имущества и перестать, например, возить своих детей к врачу на собственном честно заработанном авто? Они итак большую часть времени теперь посвящают храму и своим прихожанам.

Наконец, дорогое авто в среде духовенства это всё же большая редкость. Посмотрите на священников в сёлах. "УАЗ", "Нива", "Тойота Королла", "Жигули", а иногда и велосипед - вот их "крутая тачка".

Для большинства же клириков из городских храмов это - "Рено Логан", "Марк 2", "Хонда Одиссей" и иже с ними из среднего ценового сегмента. Ведь доходы священника, как правило, соответствуют доходам их среднего прихожанина.

Почему же многие священники полные?

А вот здесь не поспоришь! Действительно, большая часть священников и епископата страдает полнотой. Неужели это от того, что они "слишком много едят"?

Напротив! Это от нерегулярного питания и малой подвижности. Так сказать, "профессиональные заболевания".

Во время богослужений священникам приходится подолгу стоять на одном месте, отчего затекают мышцы и излишне нагружаются сосуды на ногах. Также они совершают требы в самых разных местах. Например, освящают воду на морозе в день Крещения Господня. Отсюда варикоз, ревматизм и т.п.

Вспомните также, что Божественная литургия предполагает обязательное причащение присутствующих священнослужителей. Перед причастием не принято завтракать и даже пить воду! А значит, первую пищу в день служения литургии священник может вкусить примерно в час дня...

Его день далее - это требы, новая служба, исповедь и поздний ужин. И так может быть много дней подряд. От нерегулярного питания и обилия сахара и хлеба на голодный желудок развиваются полнота, язва желудка, диабет и прочее.

Вот и получается, что полнота духовенства - это от его жертвенного служения, а не от обилия разносолов.

Встречаются и исключения. Если священник имеет хорошее здоровье, если отрывает часть своего времени от общения с паствой и занимается спортом, то может и через много лет сохранять фигуру юноши-атлета!

"Принимают ли в храме пожертвования бандитов?"

Однажды именно такой вопрос задали главе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению архиепископу Пантелеимону (Шатову).

В интервью “Аргументам и Фактам” владыка Пантелеимон дал на него следующий ответ: “На Церковь, по древним правилам, не положено принимать “деньги блудницы”, то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не возьмём денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя. Был случай, когда к нам пришёл прокурор и хотел жертвовать десятину от взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги”.

“Но когда кто-то переводит средства на помощь нуждающимся – не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода пожертвовал. Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о любви”, – также добавил епископ Пантелеимон.

И действительно, если преступник положил украденные им деньги в ящик для пожертвований, то понять, что они были получены преступным путём священник никак не в состоянии и тогда эти средства используются Церковью на доброе дело.

Но вот бандит открыто заявляет о том, что принёс деньги, добытые преступным путём - Церковь откажется от такого дара.

Ещё один вопрос, который можно услышать довольно часто в наши дни:

Семьи священников традиционно многодетны. Как им удаётся на своё жалованье содержать большую семью?

В зависимости от расположения прихода, священнику может хватать или не хватать оклада и средств, полученных с треб, для содержания большой семьи.

В этом случае, священники городских храмов во внебогослужебные дни стараются подрабатывать по своим светским профессиям или преподавать. В сельских храмах положение дел может сильно облегчаться наличием собственного подсобного хозяйства – огорода, коров, кур и прочей живности.

Также, как правило, прихожане городских (меньше) и сельских (больше) храмов жертвуют продукты за поминовение своих усопших близких. Продукты с кануна идут на храмовый стол и какую-то их часть священник может забрать домой для пропитания своей семьи.

В некоторых наиболее бедных храмах многодетные священнослужители могут получать дополнительную надбавку к окладу от архиерея, перераспределяющего в их пользу часть средств крупных приходов.

Кроме того, священнослужители это такие же граждане России, как и все остальные. Соответственно, многодетные священники могут получать от государства пособия и льготы, причитающиеся всем многодетным семьям, что тоже несколько облегчает их жизнь.

"Правда ли, что Церковь не платит налоги и получает государственные дотации?"

Частично это соответствует истине. Церковь освобождена от налогов на религиозные обряды (доход от записок и треб), НДС и налога на прибыль за предметы церковной утвари и другую продукцию религиозного назначения, например такую, которую верующие “оплачивают” для использования в богослужебных целях (свечи, кагор, просфоры).

Ранее мы говорили о непрямой, денежной жертве, которую Церковь использует для покупки всего необходимого для Таинств. Таков и смущающий иных людей случай с кагором. Человек жертвует Церкви, к примеру, 400 рублей. Ему выдают бутылку кагора. Он отдаёт её пономарю и на этом кагоре совершается литургия. Таким образом, христианин фактически просто пожертвовал Церкви богослужебное вино.

При этом, если Церковь начнёт продавать в лавке сухое вино (из-за кислотности не используется в богослужении) или, скажем, булочки, то это уже будет классическим товаром. С этого товара приход заплатит налог на прибыль, а саму прибыль вправе будет использовать на уставные цели. Например, на ремонт храма.

Помимо льготы на продукцию религиозного назначения, Церковь освобождена от налога на имущество религиозного назначения (храм, часовня, воскресная школа) и участок земли, отданный под его обслуживание.

Остальные налоги: на транспортные средства прихода, на здания и сооружения не используемые в религиозных целях (мастерская, гараж и т.п.) и прочие православный приход платит наравне со всеми юридическими лицами. Как и коммунальные платежи, составляющие одну из основных статей расходов храма.

Церковь, как и другие НКО вправе участвовать в федеральных программах по сохранению памятников архитектуры, социальной помощи и другим подобным.

Оформив кипу документов, с великими трудами, Она действительно может получить часть средств для восстановления или ремонта храма (если он признан памятником архитектуры) или для церковной благотворительной столовой, ночлежки, центра реабилитации, от государства.

Но это всегда только часть средств. Другую часть, и немалую, Церковь вкладывает из собственных средств, которые получены благодаря нашим пожертвованиям.

Почему церковные лавки открыты прямо в храмах?

В Евангелии мы можем в нескольких местах прочесть о том, как Господь Иисус Христос изгонял торгующих и меновщиков из храма.

Сегодня же, действительно, в некоторых храмах церковные лавки расположены не в виде отдельного здания на территории, а прямо в храме.

Звон монет и вопросы о стоимости книг, свечей и икон могут отвлекать стоящих рядом верующих и мешать им сосредоточиться на молитве. И это нехорошо.

Но попробуем посмотреть на ситуацию с другой стороны. Настоятели храмов также сознают неправильность такого положения вещей и стремятся перенести церковную лавку в отдельное здание на улице. Многие приходы уже и сделали это. Но разные храмы имеют разные возможности.

Некоторые храмы расположены в плотной городской застройке и им выделен настолько малый участок земли, что поставить на нём отдельный церковный киоск просто негде.

В других храмах территория большая, а вот прихожан и, соответственно, пожертвований немного. Поэтому собирание средств на открытие лавки в отдельном здании занимает несколько лет.

В проектах сегодняшних храмов церковную лавку стараются выносить в отдельный объект на территории и, вероятно, лет через 20 лавка внутри храма станет исчезающей редкостью, как и следовало бы.

"Почему в храме дорогое убранство, а священнослужители в дорогих облачениях?"

Бог сотворил весь огромный мир для нас и дал нам земли и разнообразные земные блага для существования. Храм – это то место, которое мы, в свою очередь, выделяем из хозяйственного оборота и посвящаем Богу. Наша малая жертва Ему из Им же для нас данных богатств.

Выделяя большую территорию под храм, стремясь построить на ней величественный и прекрасный собор и наполнить его красивыми резными киотами, фресками, ажурными паникадилами и другой утварью из самых лучших материалов, мы показываем нашу благодарность Творцу за Его заботу о нас.

Если заглянуть в историю, то даже первые израильские храмы были отделаны серебром, золотом и медью, дорогими породами дерева и ценнейшим камнем, а облачения священнослужителей – пошиты из лучших тканей.

В Церкви Нового Завета, священство за богослужением является ещё и образом Самого Господа Иисуса Христа во славе.

Именно поэтому богослужебные облачения священнослужителей могут быть сшиты из дорогих тканей, а кресты, митры и панагии – быть изготовлены из золота, серебра и настоящих драгоценных камней (хотя в реальности сегодня гораздо чаще используются искусственные сплавы и фианиты).

Таким образом, богатые богослужебные облачения, ризы икон и церковная утварь из драгоценных или просто высококачественных материалов – это правильная и добрая традиция.

Если же говорить о повседневных облачениях духовенства, то обычно они довольно скромны. Конечно, среди клириков могут попасться щёголи, шьющие себе шёлковые рясы. Но это большая редкость.

"Перед кем должна отчитываться Церковь?"

Критики Церкви, призывающие Её открыть источники своих доходов и подробно отчитаться о расходах, как правило принадлежат к либерально-атеистическим кругам и в храм их, как говорится, “даже калачом не заманишь”. Поэтому их требования отчёта у Церкви выглядят весьма странными.

Если уж Церковь и должна нести отчёт перед км либо, помимо Господа, который несомненно строго спросит со своих служителей за неправедные траты лепт верующих, то только перед членами Церкви. То есть перед священнослужителями и постоянными прихожанами храмов. Но им, как правило, отчёт и не требуется, потому что они итак видят и знают, сколько их приходом собрано средств и куда они пошли.

Почти все постоянные прихожане храма берут на себя часть его забот, отвечают за какое-либо направление его деятельности и входят в приходской совет, которому настоятель даёт знать о собранных храмом пожертвованиях и источниках их поступлений.

Сообща с приходским советом, настоятель намечает направления использования собранных средств: в этом году открыть воскресную школу, в следующем – пристроить колокольню, ещё через год – открыть благотворительную столовую и пункт раздачи вещей для бездомных и т.п.

Средства, собранные на уровне епархии обсуждаются и распределяются на ежегодном епархиальном собрании с участием настоятелей и бухгалтеров храмов, а также священников и мирян, возглавляющих или ведущих важные направления работы в епархиальных отделах.

Наконец, уже Архиерейский собор Русской Православной Церкви (или Межсоборное присутствие в годы, когда Архиерейский собор не проводится), также с участием глав и сотрудников Синодальных отделов, определяет направления использования пожертвований, собранных всей Церковью, где каждый епископ может высказать свои предложения.

Таким образом, для находящихся в Церкви Её экономика прозрачна. А если говорить о внешних критиках, то непонятно зачем этим людям, не участвующим в жизни Церкви, требовать у Неё каких-то финансовых отчётов?

"Сколько зарабатывает священник?"

Прежде всего, стоит сказать, что священническое служение, как и служение воинское, это именно служение, а не работа. Хороший священник полностью отдаёт себя Богу и своим прихожанам и заработок в иерархии его внутренних мотиваторов располагается где-то в конце списка.

Священнослужители и церковнослужители никогда не жили особенно богато и те, кто стремится заработать, обычно идут в банкиры, зубные врачи, лётчики и другие высокодоходные профессии, а отнюдь не в Церковь.

Посвящая большую часть своего времени служению у Святого престола, священник вправе рассчитывать на своё содержание приходом.

Собранные храмом из разных источников доходы распределяются по разным направлениям трат, 30-50% которых может уходить на оплату труда священника (или нескольких священников и диакона, если приход большой), церковнослужителей (пономаря, регента хора, певчих) и работников храма (бухгалтер, работники лавки, уборщицы, сторожа и т.п.).

Священник живёт не богаче своего среднего прихожанина.

Если это кафедральный собор в крупном городе, то его оклад может составить 30-50 000 рублей в месяц.

Если это храм на городской окраине или в небольшом городке, то оклад составит 20-30 000.

В сельских же храмах ставка священника и вовсе может колебаться в приделах 10-20 000 рублей, так как пожертвования прихожан здесь нередко представляют собой продукты личного хозяйства – яйца, пирожки, соленья, молоко и т.п.

Вторым источником дохода священника (не диакона, который не может совершать большую часть Таинств самостоятельно) являются требы – Таинства Крещения, Венчания, Соборования, молебны, освящения квартир, домов и других помещений, автомобилей и вещей по просьбе верующих.

Как правило, часть полученных таким образом средств священник сдаёт в общую кассу прихода (из которой, напомним, впоследствии формируется в том числе и его оклад), а часть оставляет себе.

Здесь всё зависит от щедрости жертвователя и расположения прихода (опять же, крупный город, городок или сельская местность). Некоторым людям просто нечего дать священнику, другие же могут достать из кармана и вручить ему сразу 50 000 рублей и не особенно оскудеть. Средний доход от треб обычно составляет около 20-25% от оклада священника.

Наконец, священники могут заниматься преподавательской деятельностью в семинарии, университете, школе или вести какие-то курсы, либо в свободное от богослужений время подрабатывать по светской специальности (более характерно для зарубежных приходов, но встречается и в России). Ведь многие священники до рукоположения имели разнообразные профессии: были врачами, строителями, программистами, журналистами и т.п. В этом случае они получают уже классическую зарплату.

"Зачем храму спонсоры?"

Единый церковный организм, на сегодняшний день, разделён на 15 Поместных Православных Церквей.

Каждая Поместная Церковь может иметь в своём составе Автономные Церкви, экзархаты, митрополичьи округа и другие объединения, которые состоят из епархий.

Отдельная епархия возглавляется архиереем – высшим по сану представителем православного духовенства.

Но епископ не может одновременно находиться в каждой территориальной церковной общине своей обширной епархии. Поэтому священники и диаконы помогают ему в служении, формируя церковный клир и управляя общинами на местах – приходами.

Приход – это именно зарегистрированная в государственных органах территориальная община православных верующих, возглавляемая священником.

На момент своего образования, приход может не иметь ни храма, ни объектов инфраструктуры, ни даже выделенного участка земли. Тогда первой целью общины станет получить землю и воздвигнуть на ней всё необходимое для совершения богослужений и жизнедеятельности церковного организма.

Землю приходу может выделить в собственность или в безвозмездное пользование администрация того населённого пункта, где он расположен. Также, нередко, участок под храм могут передать или завещать храму благотворители.

С постройкой храма всё гораздо сложнее. В прежние времена храм ставили “всем миром”. Каждый житель местности вносил свою денежную лепту или участвовал в строительстве своими трудами. Размеры и великолепие храма зависели от численности общины.

Сегодня, большая часть жителей того населённого пункта или района крупного города, где расположен приход, посещает храм от случая к случаю, лишь по большим церковным праздникам (хотя бывают и исключения). И тех вкладов, что могли бы собрать постоянные прихожане, на постройку храма обычно бывает совершенно недостаточно.

Поэтому, возглавляющий общину священник и члены приходского совета вынуждены искать для строительства храма ктиторов (крупных благотворителей) из числа предпринимателей, чиновников, руководителей общественных организаций – тех, кого сегодня принято именовать “спонсорами”. И хорошо, когда их удаётся найти, потому что в противном случае строительство храма может затянуться на десятилетия.

Как правило, помощь храму оказывается не денежными средствами в чистом виде, а материалами или работами. Одна компания способна выделить несколько мешков цемента, другая – машину песка. Какой-то благотворитель готов покрыть храму крышу, а какой-то чиновник – заасфальтировать церковный двор.

Так, со временем, приход отстраивает свой храм, благоустраивает территорию, ставит церковную лавку, домик священника, воскресную школу, гараж, мастерскую и другие необходимые объекты.

Источники приходских доходов

Давайте заглянем в абсолютно рядовой храм! Какие же источники формируют бюджет прихода?

Церковная десятина – смотря где. Например, в зарубежных приходах Русской Православной Церкви отчисление на поддержание приходской жизни десятой части (или какого-то иного процента) со своих доходов это весьма распространённая норма.

В России и странах СНГ отчисления десятины практически не встретить в силу менталитета и секуляризации общества.

При этом, большинство людей всё же считают себя православными и приходят в храм креститься, венчаться, освящать дома и машины, ставить свечи и подавать на поминовение записки с именами близких.

И именно эти люди, “захожане”, как их в шутку именуют священники, и приносят храму основной доход, внося ту “рекомендуемую сумму пожертвования”, которая указывается в церковных лавках.

Пожертвование за записки и свечи (производство которых обходится в несколько раз дешевле установленного размера пожертвования), является основным источником пополнения бюджета храма.

Реализация православной литературы, церковной утвари, крестиков и цепочек из драгоценных металлов, икон и прочего наполнения церковного киоска на самом деле почти не приносит денег приходу, потому что себестоимость печати икон и издания книг весьма высока, как и себестоимость ювелирной продукции.

Плюс транспортные издержки на доставку из “Софрино” (подмосковное предприятие – основной производитель церковной продукции) в ту местность, где находится храм. Эти изделия призваны скорее удовлетворить духовные запросы верующего, чем принести средства храму.

Требы – третий и весьма весомый источник повседневного поступления средств в храмовую кубышку.

Регулярные богослужения в Церкви совершаются бесплатно. Но иногда священника просят о совершении дополнительных Таинств и молитвенных чинов: Крещения, Венчания, отпевания, молебна, панихиды, освящения квартиры, автомобиля, самолёта, корабля и т.п. Священник, в свою очередь, просит верующих оставить за это пожертвование для храма.

Церковные кружки. Приходя в храм вы можете увидеть в нём “церковные кружки” – деревянные или металлические запираемые на замок ящички с прорезью вверху, куда собирают средства на определённые цели, указанные на самой “кружке”: “на общую свечу”, “на ремонт храма”, “на пасхальные подарки сиротам” и т.п.

Раз в год, или к определённой на кружке дате, комиссия во главе с настоятелем и бухгалтером храма вскрывает церковные кружки и направляет собранные средства на указанную статью расходов.

Литургийный и исповедальный сборы – дополняют общие доходы в некоторых храмах (традиция не очень распространена и в большинстве храмов её не встретить).

Как правило, в больших соборах во время литургии можно встретить храмовых работников с блюдами или подносами, которые обходят молящихся и на которые верующие кладут посильную лепту (литургийный сбор).

Иногда, возле исповедующего прихожан священника стоит корзинка, куда исповедники, по желанию, также опускают деньги – это исповедальный сбор.

Даже уже отстроенный храм не откажется от пожертвований, время от времени совершаемых крупным благотворителем. Ведь иногда в храме нужно сделать ремонт. В другое время – поставить возвести корпус для воскресной школы или домик священника (чаще всего – при сельском храме).

Наконец, значительные средства бывают нужны на миссионерские или благотворительные проекты прихода. Здесь помогают вклады ктиторов.

Маленькое производство – иногда. Многие храмы обеспечивают собственные нужды и, частично, реализуют вовне продукцию производства, созданного на своей территории. Кто-то сдаёт площади кружкам и студиям творчества, где-то работает столярная мастерская или мини-пекарня.

Приход вправе заниматься такой деятельностью. С неё он платит налоги на прибыль, а небольшой получившийся доход употребляет на уставные цели.

Государственные субсидии и гранты – не всегда и не для всех. Как правило, на эти средства могут рассчитывать храмы, признанные памятниками архитектуры, которым требуется ремонт. Или же храмы, создавшие крупные благотворительные НКО и несущие большую социальную нагрузку.

В зависимости от местонахождения прихода (село, небольшой городок, крупный город) и его величины (одноштатный приход, крупный храм, собор), приходские доходы могут составлять от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей в месяц.

Расходы и траты православного храма

Сразу отделим от 5% до 20% храмового дохода на отчисления в епархиальное управление – один из источников пополнения средств епархиальной и общецерковной казны. В зависимости от благословения архиерея, который всегда принимает во внимание материальное положение храма, епархиальные отчисления могут быть уменьшены ,сведены на несколько лет к нулю или даже уйти “в минус” (когда владыка, например, перераспределяет часть средств богатого собора в пользу, маленького сельского храма, который тяжело строится).

Следующая весьма весомая часть расходов храма – это коммунальные платежи – отопление, водоснабжение, электроэнергия, иногда газ и государственные налоги. В одной из предыдущих статей цикла мы уже рассматривали, какие налоги платятся Церковью, поэтому подробно на них останавливаться не будем. Только добавим, что помимо налогов самого прихода, им также делаются налоговые и пенсионные отчисления официально трудоустроенных церковнослужителей. Налоги и коммунальные платежи могут “съедать” до 30% бюджета храма.

В храме служит как минимум один священник. Иногда – несколько священников и один-два диакона. Также приходу обязательно нужны – бухгалтер, иногда юрист, пономари для помощи священнику в алтаре, звонарь на колокольню, регент и певчие для церковного хора, несколько сотрудниц в церковную лавку, несколько уборщиц, один или несколько сторожей, преподаватели воскресной школы.

В больших храмах сюда могут добавляться ещё и пресс-секретарь, который будет вести храмовый сайт, катехизаторы, готовящие верующих к Таинству Крещения, социальный работник, заботящийся о сборе и распределении помощи между бездомными, малоимущими и больными, руководитель молодёжного движения, водитель, разнорабочий.

Всем этим людям настоятелю прихода (священнику) необходимо регулярно, хотя бы минимально, оплачивать их труд. Именно на жалованье священников и оплату труда церковнослужителей уходит большая часть приходского бюджета. Около 30-50%.

Оставшиеся свободными средства могут быть отложены (ведь когда-то храму потребуется ремонт или строительство очередного объекта инфраструктуры). А могут быть использованы на просветительские или благотворительные цели.

Часто храмы собирают средства на подарки к Рождеству и Воскресению Христовым в детские дома, в дома престарелых и инвалидов. При большинстве храмов приобретаются продукты из которых фасуются продуктовые наборы для бездомных или которые используются в бесплатных столовых для малоимущих. Миссионерские поездки по школам, ВУЗам и другим общественным учреждениям также требуют расходов. На социальное и миссионерское служение прихода как раз и уходят его оставшиеся средства – до 30%.

Священники честно о размерах своих "зарплат"

Строго говоря, называть доход священника или диакона “зарплатой” некорректно. Священник, как и воин, служит Богу и людям всем своим существом.

Сколько, к примеру, может стоить готовность воина пожертвовать своей жизнью за Родину и её жителей? Сколько стоит пролитая им кровь?

Мы не в состоянии компенсировать ни первое, ни второе, отдавая ему лишь малое жалованье, которое не служит платой за его подвиг, а позволяет поддерживать его существование.

И хорошее государство стремится поддерживать жалованье своего защитника на максимально высоком уровне.

Так же обстоит дело и со священниками. Мы не оплачиваем отработанное священником время. Не существует никаких “священнико-часов”.

Он доступен для нас круглые сутки. Батюшка молится за нас и вместе с нами Богу. Мы – содержим его самого и его семью.

Священник полностью посвящает себя Богу и своим прихожанам, осуществляет служение. Поэтому получает не “зарплату”, а именно жалованье.

Однако, некоторые СМИ заявляют, что священники в Москве получают до 1 000 000 рублей, а в регионах – до 200 000 в месяц. Откуда такие астрономические суммы и правдивы ли они?

Отнюдь! Это клевета на православных священнослужителей, доход которых обычно соответствует доходу их среднего прихожанина (допускаю, что могут существовать священнослужители, действительно запускающие руку в церковную казну или имеющие богатых личных спонсоров и, через это получающие миллионы, но и из двенадцати апостолов нашёлся один предатель Иуда, так что возможное исключение нельзя считать правилом).

Мне удалось опросить знакомых священнослужителей из нескольких регионов (и даже стран), служащих в крупных городах, маленьких городках и на селе. Пусть они сами свидетельствуют о себе:

Храм в посёлке неподалёку от Новосибирска: “Как тебе сказать, зарплата 15 000, с требами примерно 25-28 000 получается”.

Храм в Берлине (Германия): “У меня лично зарплата 700 евро в месяц. Что для Германии очень мало. Многие наши священники работают параллельно на светских работах, чтобы содержать приход и семью. Мы живём не в православной стране, поэтому богатых спонсоров и меценатов у нас нет. И так во всех странах Западной Европы”.

Для сравнения – минимальное пособие по безработице и пособие для беженцев в Германии – 400 евро. Средняя зарплата – 3 700 евро. Средняя стоимость булки хлеба – 1,30 евро, килограмма картошки – 1,12 евро, литровой бутылки молока 0,87 евро, поездки на общественном транспорте – 2,80 евро.

Красноярск, один из центральных храмов: “У меня на круг 36 000 в месяц выходит”.

В Москве: “В среднем в Москве зарплаты 30-60 тыс., если священник получает больше, то скорее за счёт каких-то спонсоров, духовных чад и треб. Дьяконское жалованье почти такое же, большой разницы нет”.

Сельский храм в Луганской области Украины: “Наши реалии абсолютно отличны от российских и, тем паче, от столичных городов. У нас 10 000 рублей считается богатством”.

Небольшой храм в Челябинске: "Я настоятель небольшого храма и, получается, сам себе назначаю зарплату. Она у меня была раньше 15 тысяч. Сейчас у храма пожертвований немного больше стало и я получаю 25 тысяч".

Храм в небольшом городке в Новосибирской области: “По штатному расписанию 16 тысяч. Ещё примерно столько же получаю на требах. Среди приходов это считается не маленьким жалованием. Обычно среднее по Новосибирску – 23-27 тысяч. А вот в сёлах священникам живётся совсем плохо…”.

Один из городских храмов Томска, у священника много детей: “У меня 45 тысяч рублей со всякими надбавками. Я штатный священник, у моего собрата 40 тысяч”.

Алтайский край, город Белокуриха, маленький храм в основном посещаемый туристами: “Моё жалование – 20 тысяч в месяц”.

Крупный храм в Новосибирске: “Зарплата штатного священника 27 000 р. На требах 15-25 000 р. Редко больше. Нас 7 штатных священников, поэтому требная неделя раз в 7 недель. Плюс пакет продуктов, когда служишь”.

Храм в Ереване (Армения): "У нас нет такого понятия, как "жалованье" - есть денежное вспомоществование в размере эквивалентном 250 долларов или же 15 тысячам рублей и милостыня".

Кафедральный собор Челябинска: "В кафедральном соборе около 35 тысяч жалованье. И ещё есть требы. Требный день один раз в неделю. От треб ещё доход бывает. Может тысяч 20. А может и 30. Это если священник ездит везде и всё освящает. Некоторые священники имеют зарплату на какой-то другой работе, помимо храма, но таких крайне мало".

Как видите, жалованье священника весьма небольшое. Складывается из трёх основных источников – небольшой официальный оклад, пожертвования за требы (часть из которых идёт в кассу храма!), продукты, приносимые прихожанами за поминовение усопших родственников.

Заметная часть расходов священника – траты на мобильную связь (много разговаривает), бензин для автомобиля (очень много ездит), детей (семьи в среднем по 3-6 детей).

Экономика епархии, хозяйство Церкви

В предыдущих статьях из цикла "Церковь и деньги" мы пытались найти ответы на самые традиционные вопросы, касающиеся церковного бюджета, а также разбирали экономику отдельного прихода.

Давайте же сделаем следующий шаг и попытаемся в общих чертах рассмотреть организацию финансового хозяйства епархии (церковной области) и Поместной Церкви в целом. Здесь тоже есть много интересного!

Общецерковное устройство и структура епархии

В древности епископ (кстати, с греческого – “надзиратель”) возглавлял общину отдельно взятого города и окрестных селений – епархию. Чин священства в Церкви появился только потому, что епископ не мог быть одновременно во всех селениях своей епархии и служил, преимущественно, в городе, а сельским общинам также нужны были пастыри.

Позднее процесс централизации Церкви привёл к появлению пяти (а затем и более) отдельных патриархатов, каждому из которых подчинялись несколько провинций с крупными областными центрами – митрополий, в свою очередь, состоящих из нескольких епархий.

С течением времени административное церковное устройство усложнялось. Русская Православная Церковь сегодня имеет в своём составе несколько заграничных объединений, которые устроены особенным образом и не будут рассматриваться нами подробно: автономных Церквей (РПЦЗ, УПЦ, ЯПЦ), экзархатов (Белорусский, Европейский, Юго-Восточно-Азиатский), митрополичьих округов (Казахстанский, Среднеазиатский).

На территории России, Русская Православная Церковь административно делится на митрополии, состоящие из 2-4 епархий. Каждая епархия имеет в своём составе несколько благочиний, складывающихся из единичных приходов.

Всей полнотой Церкви управляет Архиерейский собор, который созывается по мере необходимости, но не реже, чем раз в четыре года. В период между соборами Церковью управляет Священный синод, состоящий из 12 членов под председательством Святейшего патриарха.

Помимо епархий, в структуру Церкви входят некоторые другие субъекты. Ставропигиальные монастыри, подчинённые непосредственно Святейшему патриарху. Духовные академии (Московская, Санкт-Перербургская, Киевская, Минская и Кишинёвская) и другие учебные заведения. Общецерковные предприятия и учреждения («Софрино», гостиница «Даниловская», крупные братства, сестричества, центры и т.п.).

Синодальные отделы и комиссии, занимаются отдельными направлениями церковной деятельности и целевым расходованием общецерковных средств (Миссионерский отдел, Отдел по социальному служению и благотворительности, Издательский совет, Отдел внешних церковных связей и т.п.).

Отдельная епархия похожа по устройству на Церковь в целом. Всей полнотой власти в ней обладает епархиальный архиерей (управляющий епархией). Наиболее важные вопросы он выносит на обсуждение епархиального собрания, которое созывается один раз в год (или чаще). Текущие вопросы архиерей решает самостоятельно.

Отдельными направлениями деятельности епархии занимаются епархиальные отделы, структура которых почти всегда копирует синодальную (Миссионерский отдел, Отдел по социальному служению и благотворительности и прочие). Помимо отдельных приходов, епархию могут составлять монастыри, семинария, богословский институт, епархиальные предприятия, подсобные хозяйства, различные центры (помощи бездомным, материнству и т.п.), братства и сестричества и другие епархиальные учреждения.

Доходы епархии, доходы Церкви

Исходя из структуры епархии, становится понятно, каким образом составляется епархиальный бюджет. Все епархии разнятся по размеру, расположению, национальному составу и целому ряду иных параметров, поэтому сказать что-либо конкретное по соотношению средств из разных источников в епархиальном бюджете довольно сложно. Но можно выделить сами эти источники.

Часть средств поступает от каждого отдельного прихода епархии (примерно 5-20% от бюджета прихода).

Другим значительным источником пополнения епархиальной казны являются монастыри. При вступлении на монашеский путь, иноки дают обеты целомудрия (безбрачия), послушания и нестяжания (отказа от личного имущества). Всем необходимым их обеспечивает монастырь.

В свою очередь, монашествующие посвящают всё своё время двум основным видам деятельности – молитве и труду. Через это монастырь почти всегда развивается в богатое и успешное хозяйство, средства которого, за исключением части необходимой для развития самой обители, перечисляются в епархию.

Третьим источником доходов (или снижения расходов) епархии являются организованные ею предприятия и подсобные хозяйства. Епархия вправе организовать предприятия, которые будут заниматься коммерческой деятельностью. Заплатив налоги с прибыли, она может использовать эту прибыль на уставные цели – строительство храмов, семинарий, центров помощи инвалидам и т.п.

Наконец, какие-то значительные средства могут пожертвовать крупные благотворители – региональные и федеральные компании, фонды, отдельные предприниматели, государственные ведомства. Как правило, поступление средств из этого источника нерегулярно, непредсказуемо по величине и имеет целевую направленность – например, компанией жертвуются 20 000 000 рублей на ремонт переданного епархии здания под будущую семинарию или 100 000 рублей от Министерства культуры на съёмки анимационного мультфильма про первых русских святых.

Структура доходов Церкви складывается похожим образом. Из отчислений от каждой епархии (примерно 15%), отчислений от ставропигиальных монастырей (Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь, Соловецкий монастырь и другие), пожертвований крупных благотворителей (федеральные и международные компании, государственные структуры, крупные предприниматели и т.п.). Значительную часть церковной казны составляют средства, полученные от деятельности общецерковных предприятий.

Какую-то часть средств многие епархии и, в общем, Церковь содержат в банках. Это оправдано как с точки зрения получения дополнительно инвестиционного дохода и подстёгивания государственной экономики, так и в качестве необходимости иметь запасы «на чёрный день». Возможно, в будущем начнутся очередные гонения на христиан, и эти средства понадобятся на восстановление разрушенного.

Церковные расходы

Вопреки мнению либеральной общественности, средства церковного бюджета, как на епархиальном, так и на общецерковном уровне расходуются практически в том же объёме, в котором они получены. Если в какое-то время пожертвований получено больше, то Церковь за счёт этих средств просто расширяет свою миссионерскую работу или социальное служение.

Значимые средства затрачиваются на поддержание необходимой структуры. Церкви нужны новые священно- и церковнослужители – значит, требуется отрыть духовные училища, семинарии, духовные академии, богословские институты, православные гимназии и т.п. После их открытия требуется оплачивать их налоги, коммунальные расходы, ремонт, труд преподавателей, проживание и питание студентов.

В каждой епархии нужны бухгалтера, юристы, водители, системные администраторы, работники склада, повара и другие служащие. В Синодальных отделах также необходимы свои служащие – специалисты различных профилей. Всем им приходится кормить свои семьи, а значит требуется регулярно начислять зарплату.

Вторая весомая статья расходов – это миссионерская деятельность. Церковь содержит два телеканала: «Спас» и «Союз», радиостанцию «Вера», целый ряд сайтов и традиционных изданий на бумажных носителях, издаёт литературу, листовки и буклеты, осуществляет перевод Священного Писания на иностранные языки и языки малых народов. В другие государства направляет православных миссионеров.

Каждая епархия также имеет свои печатные органы, сайты и другие СМИ. Архиерей и священники не только служат на уже открытых приходах, но и совершают поездки внутри своей епархии по местам, где храмов нет и там беседуют с жителями, раздают литературу, совершают Таинства.

Третье основное направление использования пожертвований – это социальное служение и благотворительность. На сайте Синодального отдела приводится статистика, дающая представление о масштабах участия Церкви в делах милосердия.

Отдел объединяет более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив в Русской Православной Церкви, свыше 300 сестричеств милосердия, 60 приютов для беременных женщин и матерей с детьми, более 160 центров гуманитарной помощи, более 60 богаделен, свыше 400 проектов помощи инвалидам. В 71 православном храме в 45 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми.

Работают более 300 церковных центров помощи наркозависимым, в том числе 71 реабилитационный центр для наркозависимых, 18 центров ресоциализации, 67 консультационных пунктов, 16 амбулаторных и 9 мотивационных программ, более 65 групп поддержки зависимых. Свыше 500 православных организаций  помогают алкозависимым и их родственникам, в том числе более 60 реабилитационных центров и более 300 обществ, братств и групп трезвости. Для помощи бездомным открыто 95 православных приютов и работают 10 автобусов милосердия.

Четвёртое направление – помощь Церквям-сёстрам. Например, Антиохийский патриархат (Сирия, Ирак) сейчас испытывает значительные трудности в связи с разгулом международного терроризма, Сербская Церковь подвергается гонениям со стороны албанских националистов. Оказать им помощь – наш христианский долг.

Существуют и иные направления использования пожертвований: работа с военнослужащими, с молодёжью, окормление заключённых, организация культурно-массовых мероприятий (фестивали православной культуры, ярмарки, форумы, образовательные чтения) и т.п.

В качестве послесловия, можно подчеркнуть, что Русская Православная Церковь в целом и каждая её отдельная епархия действительно аккумулируют значительные средства (как и любая крупная организация в принципе). Но Церковь никогда не ставила перед собой цели накопления богатств. Она существует для того, чтобы возвестить всем в мире Учение Господа нашего Иисуса Христа, чтобы новые поколения людей получали возможность спасения и обожения, а малоимущие и находящиеся в трудной жизненной ситуации – помощь и заботу. И для этого использует все полученные средства.

Храмы на самообеспечении. Церковные хозяйства

"- А может ли храм вообще не просить пожертвований?", - спрашивают многие "захожане".

Оставим за скобками рассуждения о том, почему пожертвования важны более нам самим, чем приходу - это вопрос внутренней жизни человека. Также не будем напоминать и о том, как важны приходу полученные от нас средства и зачем они ему нужны. А сегодня рассмотрим варианты "автономного храма", который действительно может не нуждаться в пожертвованиях верующих.

Причём, говоря об автономном храме, я имею в виду обычный городской или сельский приходской храм, а не храм монастыря. С монастырём то как раз всё понятно. Монахи живут в нём 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Семей не имеют. В жалованье не нуждаются. Ежедневно работают по заранее намеченному игуменом плану. Причём не за страх, а за совесть. От этого монашеская обитель всегда бывает как минимум самодостаточна, а то и "кормит" половину епархии.

Храм же иное дело. Всем работникам требуется платить. У всех семьи - им не откажешь в жалованье. У священника тоже семья. Сам он много времени отдаёт совершению богослужений. Прихожане работают редко и по чуть чуть, когда позволяет время. Как тут не просить денежного вспомоществования?

Однако способы существуют. О рецепте, популярном в РПЦЗ как-то в интервью рассказывал митрополит Иларион (Алфеев). Этот способ называется "церковный квртал".

Церковный квартал

Суть метода РПЦЗ состоит в устроении храма (при наличии такой возможности на храмовом участке) поближе к одной из сторон выделенного под храм участка. Слева и справа от храма, входами в церковный двор, располагают здания трапезной и воскресной школы, соответственно.

Четвёртая же сторона участка отводится под доходный дом в 2-4 этажа, разделённый на подъезды со входами с внешней стороны улицы и, напротив, глухой стеной в храмовый двор.

Этот-то доходный дом и "кормит" весь приход. Храм сдаёт в нём помещения разным организациям, а на вырученные от аренды средства содержит все четыре здания, храмовых работников, а также в меру сил занимается благотворительностью.

"Церковный квартал" требует вложений только на первом этапе, зато потом храм становится самодостаточен и десятину с прихожан можно не собирать, а все требы, записки и свечи - сделать бесплатными.

Малое предприятие

В России вариант с "церковным кварталом" мало распространён. В то же время - у нас как правило много места и храму часто выделяют изрядную территорию.

Настоятели с хозяйственной жилкой стараются устраивать при храме завод по изготовлению свечей, столярную мастерскую, станцию технического обслуживания автомобилей, пекарню, мини-цех кузнечной ковки или какое-либо иное малое предприятие. Некоторые храмы сдают часть территории под парковки.

Напомню читателям, что храмам не запрещено заниматься коммерческой деятельностью, если прибыль от неё пойдёт на уставные цели (ремонт храма, жалование церковных работников, благотворительность, миссионерство и т.п.).

Вариант с мастерскими, фермами (для сельской местности) или иными малыми предприятиями также позволяет не зависеть от пожертвований верующих.

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!