Найти тему
Павел Машкин

Советская гвардия не родилась под Ельней. Точнее родилась, но только на 30 %.

Как известно, советская гвардия родилась в боях под Ельней. Про это все знают, и Г.К. Жуков прямо говорит, что именно за взятие Ельни четыре отличившиеся дивизии получили звание гвардейских. Но я совершенно случайно обратил внимание, что из первых четырех гвардейских дивизий непосредственно в 24-ю армию, штурмовавшую Ельню, входила только одна из них. Как же так?

Нагрудный знак советской гвардии
Нагрудный знак советской гвардии

В связи с этим я провел почти детективное расследование. Наверняка кто-то и раньше обращал на это внимание, но мне никакой информации об этом не попадалось, весь анализ я провел самостоятельно. Любой человек может его повторить. Смотрите сами:

Непосредственно в Ельнинской операции участвовала 24-я армия. В нее входили: 19-я, 100-я, 106-я, 107-я, 120-я, 303-я и 309-я стрелковые дивизии, 6-я стрелковая дивизия народного ополчения, 103-я моторизованная дивизия, 102-я и 105-я танковые дивизии.

А согласно приказа наркома обороны Союза ССР от 18 сентября 1941 года № 308 «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» звания гвардейских удостоены четыре стрелковые дивизии: 100-я, 127-я, 153-я и 161-я.

Как видим, совпадение только одно – 100-я стрелковая дивизия, а 127-й, 153-й и 161-й в списках 24-й армии нет. Не входят они и в 43-й армию, помогавшей осуществлять Ельнинскую операцию. Но ведь Георгий Константинович в «Воспоминаниях и размышлениях» пишет: «Отважно сражались за Ельню 127-я стрелковая дивизия полковника А. З. Акименко, 153-я стрелковая дивизия генерал-майора Н. А. Гагена, 161-я стрелковая дивизия полковника П. Ф. Москвитина. Эти дивизии соответственно были переименованы во 2, 3-ю и 4-ю гвардейские стрелковые дивизии».

Заинтересовавшись этим странным несоответствием, я решил посмотреть, чем же занимались эти славные дивизии в начале сентября, в разгар боев за Ельню.

153-я дивизия, оказывается, входила в 20-ю армию Западного фронта. Командующий армией генерал-лейтенант М. Ф. Лукин, командующий фронтом маршал С. К. Тимошенко.

На начало сентября дивизия занимала оба берега реки Днепр южнее Соловьево, что на старой Смоленской дороге, и вела наступление в направлении Кардымово. От Ельни это не то чтобы очень далеко, но и не совсем близком, более 45 км.

Согласно сводкам и приказам по 153-й дивизии, 2 сентября 1941 г. дивизия должна была начать наступление на западном берегу реки Днепр в направлении Вачково. Глубина наступления составляла порядка 5 км. В течении нескольких дней дивизия вела атаки между Дубово и Ляхово, взять это неведомое Ляхово она так и не смогла и 6 сентября 153-я дивизия была выведена в армейский резерв. После чего была отправлена на железную дорогу на погрузку в вагоны для отбытия в резерв Ставки. Штаб дивизии все это время находился в урочище Заборье, на восточном берегу Днепра.

161-я стрелковая дивизия тоже входила в 20-ю армию Западного фронта. В наступлении в начале сентября она была соседом слева 153-й дивизии. Упоминание о ней есть в боевом приказе командира 153-й стрелковой дивизии № 43 от 4 сентября 1941 г. на наступление дивизии в районе Ляхово, Морево: «Слева 161-я стрелковая дивизия наступает на Бабеева; граница с ней: (иск.) Осова, Логуново, южная окраина Морево, Стариново».

Судя по всему, успехи в наступлении у 161-й дивизии были аналогичные. 7 сентября она также была выведена в резерв, отправлена на погрузку в железнодорожные вагоны и отправлена в глубокий тыл в Резерв.

Эти две дивизии, в ближайшем будущем 3-я и 4-я гвардейские, сражались наверняка «отважно», но не совсем «за Ельню», вопреки утверждению Георгия Константиновича.

127-я стрелковая дивизия полковника А. З. Акименко, в отличии от двух вышеперечисленных дивизий, входила в Резервный фронт, которым руководил Г.К. Жуков. При этом дивизия не состояла ни в какой армии, а находилась в резерве Резервного фронта. В начале сентября она занимала оборонительные позиции в тылу, в районе города Дорогобуж. В дивизию входило три стрелковых полка. В ночь с 3-го на 4-е сентября один стрелковый полк по приказу был переброшен на Ельнинский выступ и подчинен 102-й танковой дивизии. Это перемещение отмечено в «Частном боевом приказе командира 127-й стрелковой дивизии № 03 на выделение и передислокацию 395-го стрелкового полка в распоряжение командира 102-й танковой дивизии (3 сентября 1941 г.)».

Вместе со 102-й танковой дивизией полк действительно участвовал в наступлении на горловину Ельнинского выступа. Два остальных стрелковых полка, а также артиллерия и прочие части оставались на позициях в Доробуже. Можно только гадать, почему на усиление танковой дивизии был использован полк, не входящий в 24-ю армию, неужели в армии не было своих свободных полков? Тем не менее, 127-я стрелковая дивизия в боях за Ельню участвовала, хотя и менее, чем третью своих сил. Полк находился в боях 5 дней, точнее даже меньше, потому что 8 сентября утром штаб 127-й дивизии дает «Боевой приказ №4», согласно которому в этот же день дивизия должна погрузится в железнодорожные вагоны для отбытия в резерв. Пункт 5 приказа: «395-му стрелковому полку на армейском автотранспорте к 8.00 8.9.41 г. совершить марш в город Дорогобуж для погрузки в эшелоны и следования по железной дороге». Таким образом полк был в боях около 4-х суток. 127-я стрелковая дивизия вскоре стала 2-й гвардейской.

Схема расположения и действий в начале сентября дивизий, ставших впоследствии первыми гвардейскими
Схема расположения и действий в начале сентября дивизий, ставших впоследствии первыми гвардейскими

Из четырех первых гвардейских дивизий в боях за Ельню полностью и все время участвовала только 100-я стрелковая, будущая 1-я гвардейская. Но что же их всех объединяет? И тут смутная догадка мелькнула у меня в голове: «А что это они все друг за другом грузятся и отбывают»? Решил проверить и точно: «После окончания операции, 100-я стрелковая дивизия была выведена в резерв. 13 сентября 1941 года дивизия прибыла в Воронеж для пополнения и отдыха».

Все четыре дивизии в течении 4-х дней были погружены в эшелоны и отправлены в тыл. Похоже, именно это и определило их почетный гвардейский статус: «Ставка» решила присвоить звания свободным соединениям, находящимся в резерве. Можно только гадать, для чего это было сделано, для участия в какой-то пропагандисткой акции или для формирования нового элитного соединения? Сталин планировал встретиться с командирами первых гвардейских дивизий, 13 сентября комдивов вызывали в Москву. 14 сентября генерал-майор Руссиянов и полковник Акименко, командиры 100-й и 127-й дивизий, делали доклад Маленкову о боевых действиях своих соединений. Во время этого приема им сообщили о решении присвоить дивизиям звания гвардейских, хотя сам приказ наркома обороны Союза ССР был опубликован 18 сентября 1941 г.

Но как раз в середине сентября стратегическая обстановка резко осложнилась, 15 сентября произошло окружение Юго-западного фронта, в котле оказались четыре армии, и тут стало не до торжественных мероприятий. В короткое время все гвардейские дивизии были отправлены в действующую армию: 1-я и 2-я гвардейские дивизии на Брянский фронт, 3-я и 4-я на Ленинградский.

Прежде чем перейти дальше, я подведу итоги по теме статьи: непосредственно к ельнинской операции имели отношения только 1-я гвардейская дивизия и один полк из 2-й гвардейской дивизии. 3-я и 4-я гвардейские дивизии воевали на другом фронте, хоть и не очень далеко, а большая часть сил 2-й гвардейской дивизии вообще находилась в тылу.

Начало:

Была ли Ельня первым освобожденным городом

Окончание:

Еще о достоверности мемуаров Жукова