Марго Фонтейн - танцовщица, с чьим именем связан расцвет английского балета, и просто невероятно популярная в 20 веке женщина. Обладая этой популярностью, имела она и солидные связи с сильными мира сего. Один из таких "сильных" - дипломат Роберто Ариас - стал ее счастьем и одновременно проклятьем (в общем, мужем). Их история любви - это отдельная тема, и сегодня не об этом. Единственное, что можно лишь упомянуть о том, что брак счастливым, по сути, не был.
Из-за Ариаса Фонтейн пришлось пережить немало трудных минут в своей жизни. Но особняком стоит история, имевшая место быть в апреле 1959 года.
Роберто (Тито) Ариас был одно время послом Панамы в Великобритании, но еще до этого он женился на Марго. Видимо, сей союз со всемирно известной балериной и гордостью страны и поспособствовал тому, что он получил статус посла. Слава Фонтейн была гораздо ослепительней репутации своего супруга, и более престижным этот брак стал именно для Ариаса. По воспоминаниям очевидцев, когда Ариаса приглашали на какие-либо встречи, люди больше приходили посмотреть на сопровождавшую его Фонтейн, чем на него.
В апреле 1959 года Ариас и Фонтейн поехали на совместный отдых к нему на родину в Панаму (по другой версии, сам Ариас уже был там, а Фонтейн присоединилась позже, примчав прямо с гастролей), но оказалось, что дипломат готовил там нелегальную смену власти. Как известно, в 1959 году произошли знаменитые события на Кубе, когда власть перешла сподвижникам Фиделя Кастро. Не этим ли примером вдохновился посол Панамы в Великобритании? В январе того года пара посещала Кубу, и по всей видимости, уехала с Острова Свободы, преисполнившись грандиозным замыслом. И даже поговаривают, что это как раз Кастро стал идейным вдохновителем (хотя тот, естественно, впоследствии все отрицал).
Фонтейн до самой смерти говорила, что ничего не знала о заговоре. Но лет 10 тому назад был рассекречен британский Национальный архив, в документах которого она значится именно как непосредственный сообщник Ариаса. Об этом сама Фонтейн рассказала тогдашнему министру иностранных дел Джону Профьюмо: с Кастро встречалась, в заговоре приняла непосредственное участие. Вместе с Ариасом занималась сбором людей и оружия, в чем сам Кастро пообещал помочь.
Ранним апрелем в Нью-Йорке Ариас и Фонтейн за ужином встретились со своей знакомой, Джуди Тэйтем, моделью и актрисой, которой пробиться помогла как раз Фонтейн благодаря своим связям. Неожиданно посреди ужина Марго спросила: "У тебя есть рубашки?" - "Конечно, а сколько надо?" - "Пятьсот".
Такое количество огорошило Тэйтем, но она из учтивости ничего не спросила - куда, зачем столько. Она лишь считала своим долгом помочь, т.к. до этого Фонтейн помогла ей. Подозрительным было и то, какой цвет должен был быть у рубашек: келли-грин (попросту зеленый). Кроме рубашек нужны были и нарукавные повязки в таком же количестве. Сама же Тэйтем затем привезла их в аэропорт Панамы, и ни у кого из сотрудников не возникло вопросов, куда ей столько.
И уже там, в Панаме, сестра Ариаса, Росарио, объяснила уже догадывавшейся модели все как есть.
Ближе к двадцатым числам апреля 1959 года Марго и Ариас оказались на своей яхте в непосредственной близости от Панамы, в бухте столицы, будто бы по части рыбалки. На самом, там предстоял сбор людей с тем, чтобы занять одну из главных водных магистралей. Но, как часто бывает, грандиозные планы рухнули. Еще раньше группа студентов-сообщников, которые должны были организовать бунт на суше, в столице, сами сдали себя и остальных. Хотя, утверждается, что и без этого власти Панамы обо всем знали загодя. Видимо, об этом был оповещен и Кастро, т.к. обещанные им люди на подмогу так и не прибыли.
20 апреля Фонтейн прибыла на яхте в порт Бальбоа одна (в смысле без Ариаса, но с капитаном яхты), не в состоянии объяснить, где ее муж. Дело было вот как. Каким-то образом Ариас заранее узнал о том, что план провален, и полиция с правительственными войсками обо всем в курсе. По одной версии, властям о подозрительной яхте и ее хозяине сообщили местные рыбаки. В общем, ночью Ариас бежал на креветочной лодке, а вот Фонтейн осталась и в итоге сыграла отвлекающую роль. Она сама прибыла в порт, взяла на себя внимание полиции, и пока возились с ней, Ариас все дальше уплывал от очага событий. Такое самопожертвование, надо сказать, было вполне в духе Марго. Она многое сносила от своего мужа, а через несколько лет, когда его подстрелили, и он оказался прикован к инвалидному креслу, до конца жизни ухаживала за ним и оплачивала его содержание и лечение.
После встречи с шефом секретной полиции Панамы Фонтейн, конечно же, арестовали. Надо сказать, что условия содержания у нее были отнюдь не самые худшие. Там ее, так сказать, разместили в "президентской камере", предназначенной для "гостей" высокого ранга, и приставили к ней англоговорящего надсмотрщика, который был весьма обходителен и позаботился о свежих цветах для ее туалетного столика.
Об инциденте немедленно был проинформирован посол Британии в Панаме Иэн Хендерсон. Тому удалось выхлопотать встречу с Фонтейн, в ходе которой она, по одним утверждениям, и созналась во всем. По другим, Хендерсон сам все понял по результатам разговора, в котором Фонтейн, преимущественно, "заговорщически вздыхала" на неудобных вопросах. При этом, Хэндерсон, давая комментарии по поводу инцидента, на словах всячески порицал поведение Фонтейн, называя его недостойным и не соответствующим тому положению в британском обществе, которое она занимает.
Тем не менее, инцидент огласке предан не был. На следующее утро ее отпустили с немедленным выдворением. Изначально из Панамы балерина прибыла в Нью-Йорк, где ее ждала толпа журналистов.
Ее, конечно же, пришлось отбиваться от настырных и провокационных вопросов, что ей, с присущей ей улыбкой и самообладанием, успешно удалось сделать.
Во всех газетах вас представляют как отъявленную бунтарку! - Это их дело, пусть пишут.
Но вы ведь принимали участие в подготовке этого бунта? - Что вы хотите услышать? Скажите прямо, и я отвечу. Я найду, что сказать. А то ходите вокруг да около, вас трудно понять.
Вы были в полиции? - Да, но именно об этом я не хочу и не буду с вами говорить.
Но у вас был пистолет? - Я не буду отвечать, вы же сами можете домыслить, был он или нет.
А что же Ариас? А он успешно добрался до посольства Бразилии в Панаме, откуда впоследствии перебрался в Рио-де-Жанейро. Там-то они с супругой и воссоединились спустя некоторое время.
Удивительно, но инцидент прошел практически бесследно для пары. Прошло немного времени, и Роберто с Марго уже зажигали на балу в британском посольстве Рио-де-Жанейро. Марго продолжала поддерживать связь со сливками Великобритании, ее принимали члены правительства и королева.
А вскоре эта история была напрочь забыта, до тех пор, пока не вскрылись упомянутые архивные документы.
К слову сказать, у Марго впоследствии также был опыт проблем с законом. В 1967 году она и Рудольф Нуреев в Нью-Йорке были арестованы вместе с компанией хиппи, устроившей тусовку с запрещенными веществами на крыше одной из высоток. Пара провела в полицейском участке всю ночь, а на утро их отпустили за отсутствием доказательств в хранении запрещенных веществ.
Для чего же все это нужно было Фонтейн? Спустя многие годы единственная оставшаяся в живых из непосредственных участников событий, Джуди Тэйтем, рассказала, что та плохо понимала, на что идет. Для нее это была такая шутка. Она воображала, что ее муж в итоге станет президентом, а она станет первой леди, королевой Панамы. Для нее это все было так романтически окрашено. А моя роль заключалась в том, чтобы помочь подруге.
Ну, подругой назвать ее сложно. Как ее окрестила британская пресса, "подруга на время", намекая на то, что их знакомство не длилось долго, а после заговора они больше никогда не встречались.
После инцидента Хендерсон и Профьюмо рекомендовали руководству Королевского балета Лондона на пушечный выстрел не подпускать балерину к Панаме. Но туда она вернется вновь, там обоснуется на ранчо вместе в парализованным Ариасом, где будет ухаживать за ним до самой смерти. Там же скончается и сама в 1991 году. Там же и похоронена.
Такова история одного из самых странных заговоров в истории. Как окрестили его в британской прессе, "slapdash comedy" (предлагаю читателям попробовать перевести самим).
Спасибо за внимание!