Найти тему
Мама, не ори!

Рассказываю, как диагностировать самооценку ребенка

Родители могут влиять на самооценку ребенка, и в этом заключается отличная новость. Представляете, какое мощное оружие находится в наших словах, поступках, отношении к ребенку. С его помощью мы можем либо охранять ребенка, обеспечивать ему безопасность и комфорт, либо разрушить его личность, травмировать его психику.

Что выберете вы? Конечно, любой родитель желает счастья своему ребенку, хочет, чтобы он вырос успешным человеком. Отчасти это зависит от самооценки ребенка, от его представлений о самом себе.

Прежде чем корректировать самооценку, надо понять текущую ситуацию с ней, возможно, никакой коррекции и не требуется.

Существует масса методик для диагностики самооценки, типа «Лесенка», где надо отмечать, на какой ступеньке находишься ты, если, например, внизу самые глупые дети, а наверху — самые умные. Есть методика Дембо-Рубинштейна, где на шкалах надо ставить крестики. Эти методики работают, но мне больше нравятся проективные.

Чем младше ребенок, тем лучше сработает проективная методика, она будет более информативной. Дети любят рисовать, из рисунков можно диагностировать многие параметры.

Например, при помощи такой методики, как «Нарисуй себя» можно понять, как ребенок воспринимает себя, как относится к самому себе.

Смысл методики в следующем.

Ребенку предлагают нарисовать сначала плохого мальчика (девочку) коричневым и черным карандашами, затем хорошего мальчика (девочку) красным и синим карандашами, а в конце предлагают все четыре карандаша и говорят: «А теперь нарисуй себя». В классической версии дается 6 карандашей, но можно обойтись и 4.

Надо внимательно смотреть не только на результат, но и на процесс. Как ребенок рисует плохого персонажа? Что он при этом говорит? Какое у него выражение лица? Что с ним происходит, когда он рисует хорошего мальчика или девочку? На что ушло больше времени? Где ребенок прорисовал больше деталей?

-2

После того, как рисунок будет закончен, нужно обязательно провести с ребенком беседу, послушать его интерпретацию. Понять его лучше помогут следующие вопросы:

  • Рисовать какой рисунок понравилось тебе больше всего, а какой — меньше всего и почему?
  • Какой рисунок у тебя получился лучше всего, а какой хуже?
  • Почему на одном рисунке мальчик (девочка) плохой, а на другом — хороший?
  • Что можно рассказать о каждом из них?
  • Хороший или плохой мальчик/девочка тебе больше всего нравится? Кого бы ты выбрал себе в друзья? Почему? (Особое внимание следует обратить на случаи, когда малыш предпочитает плохого ребенка).
  • Каким ты хотел нарисовать себя?
  • Что ты можешь рассказать о себе?
  • Что тебе больше всего в себе нравится?
  • А что ты хотел бы в себе изменить?
  • Что ты лучше всего умеешь? А что не умеешь? Чему хотел бы научиться?

Естественно, это не полный перечень вопросов, его всегда можно дополнять и изменять.

Детский рисунок — это кладезь информации. На что следует обратить внимание, какие элементы проанализировать я расскажу в следующих статьях.

Если не хотите их пропустить, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»