Те, кто читает этот канал с начала, знают, что Гриша в девять лет отказывался держать в руках какой либо пишущий предмет. Как это произошло, я не знаю. До пяти лет всё было в порядке. Рисовать он начал до года карандашами. Но в один не прекрасный момент он отказался держать в руках любой пишущий предмет. И всё.
При этом он мог писать, если сильно отвлекался на что-то, о чём я писала здесь. Позднее я узнала, что это типичное проявление диспраксии.
Посмотреть, как именно это выглядело можно вот на этом видео.
На нём видно, что ребёнок, забывшись, отлично пишет фломастером. Но вдруг что-то происходит и он его бросает.
Это исходные данные с которыми мы приступили к обучению письму. Ребёнку 9 лет. Январь 2019 года.
Уже через восемь месяцев после этого видео Гриша отлично писал карандашом письменными буквами слитно неразрывно.
Но статья не о том, как научить именно писать, то есть не о прописях речь пойдёт.
А о том, как вот с таким ребёнком начать просто писать карандашом. Вот с таким, который выбрасывает фломастер.
Итак.
Первое, что надо было сделать, это решить проблему со страхом перед пишущим предметом.
А как это сделать?
Этап 1.
Я решала её с помощью двух способов, которые уже описала ранее: -помоги мне- и -а можно я?-
Начинается урок. Математика. Примеры. Сколько будет два плюс два? Четыре. Отказывается брать фломастер. Говорю: - А можно я напишу? Да, - соглашается Гриша.
Я беру фломастер и начинаю писать, потом говорю Грише: - помоги мне. Гриша помогает. И постепенно я снижаю свой контроль, а потом и вовсе убираю руку. Гриша занят, пишет. Потом что-то происходит в его голове, он бросает фломастер и не пишет. В тот же момент я говорю: - А можно я? Он разрешает. И я продолжаю. Смотрю на него, вижу, что успокоился, опять прошу помощи, он помогает. И так по кругу.
Всё это примерно можно увидеть и на видео выше.
Продлился этот этап где-то месяц.
Важно. Все уроки: и математику, и письмо, и какие-то игры, и прописи он выполнял толстым фломастером.
Этап 2.
Когда Гриша уже всегда сам писал этим огромным, не вызывающим никаких сложностей фломастером, я начала подкладывать на стол фломастеры чуть тоньше. И в какой-то момент он взял один из них. Сама не предлагала, не навязывала. Взял. Начал писать. На следующий день все толстые фломастеры исчезли.
Через какое-то время точно так же я начала на стол подкладывать совсем тонкие фломастеры. И таким же образом мы перешли на них.
Важно, для тех, кто не знает, Гриша в это время учился учиться. Это был очень сложный для него этап, о котором я писала ранее. Ни о каком давлении с моей стороны не могло быть и речи. Я это отлично понимала. И делала уроки для него максимально лёгкими.
Этап 3.
То же самое было и с карандашами.
Когда Гриша привык к тоненьким фломастерам, на столе появились карандаши. Было проделано то же самое.
И фломастеры покинули наш дом где-то на год.
Только карандашами Гриша писал год. Это был осознанный выбор. Потому что все пособия по речи, если упоминают этот момент, рекомендуют детям с речевыми трудностями писать только карандашами. Потому что это требует больших усилий, нежели ручкой. Тренирует руки, а как следствие мозг. И как итог речь.
Я не очень верила в связь мелкой моторики и речи в отношении Гриши, потому что всё у него с ней было хорошо. С раннего детства он легко пользовался иголкой, собирал бусы из бисера и так далее.
Но к советам из книг прислушалась. И думаю, пользование карандашом сыграло не последнюю роль в том, что Гриша в итоге заговорил. Так как дело здесь, как мне кажется, не столько в ловкости пальцев, сколько в том, что они постоянно напрягаются. Но это мои домыслы.
Вернёмся к карандашам.
Весь этот процесс — от страха по отношению к пишущим предметам до уверенного пользования карандашами — у нас занял четыре месяца. Начали мы 18 января, а уже в середине мая Гриша писал карандашом.
Ну а к концу августа — писал письменными буквами слитно и неразрывно.
Для кого-то это может показаться чудовищно долгим и муторным. И невменяемым и ещё каким.
Но очень важно понимать то, что я написала выше, Гриша выбрасывал фломастер. То есть проблема была не в том, что он не умел писать карандашом, а в том, что он отказывался писать вообще. И передо мной стояла задача сделать так, чтобы он преодолел этот страх, и в дальнейшем не вернул его себе.
У нас это получилось.
Сейчас Гриша пишет ручкой.
Итак.
Если вы стоите перед не разрешимой проблемой научить, не желающего брать в руки пишущий предмет, ребёнка писать, то вот такой путь прошла я, мама девятилетнего, на тот момент не говорящего и вообще не сильно адекватного мальчика с аутизмом.
Надеюсь, кому-то будет полезен наш скромный опыт.
Удачи вам и терпения!