В хмурые осенние вечера все чаще вспоминаются летние дни, с ярким солнцем и улыбающимися людьми вокруг. Как-то раз оказались мы в Менделеевском районе Татарстана, в селе Сетяково (Сәйтәк авылы). И вот, что мы там обнаружили.
Кстати, первые упоминания о Пустоши Сейтяк, как тогда называлось Сетяково, относятся к 1680 г. Судя по всему, одного из основателей звали Сейтяк. Здесь жили государственные крестьяне, занимались земледелием и разведением скота. Близость водоемов располагала к еще одному промыслу: местные жители были известны как мастера по плетению рыболовных сетей.
В XVIII в. сетяковские татары исповедовали православие, но своей церкви в Сетяково не было. В 1879 г. в деревне открылась миссионерская школа. Население деревни составляло тогда уже 470 человек. В целом, в этот период в Елабужском уезде Вятской губернии в местных кряшенских селениях функционировали четыре миссионерские школы: в Гришкино, Ново-Гришкино, Брюшлино и Сетяково. Учеников было немного, в четырех школах насчитывалось 103 учащихся. Школы содержались местным комитетом Православного миссионерского общества.
В финансировании учебных заведений существенную роль сыграл елабужский купец Д.И. Стахеев, известный своей благотворительной деятельностью. Учителями работали выпускники Казанской центральной крещено-татарской школы. В начале XX века Сетяковская миссионерская школа получила статус земского училища.
Кряшены в Сетяково и сейчас очень верующие. В постсоветские годы в центре деревни была возведена небольшая часовня, а в 2015-2016 годы местные жители построили храм в честь Смоленской Божией Матери.
Кстати, православный храм расположен недалеко от другого сакрального места Сетяково. Это родник "Изге чишмә" (Святой источник). Жители села относятся к источнику с большим трепетом, сохранилось много легенд о духе родника. Поэтому у источника "Изге чишмә" всегда останавливаются крестные ходы и проводятся моления. Здесь соединяются древние тюркские верования о силе воды и христианские традиции.
Место это действительно освобождает от суетных мыслей, а беззаботная детвора и летнее солнце лишь усиливали ощущение бренности мирских забот. Вот такой солнечный день в одном кряшенском селе.