Найти тему
Усталый Грундтвиг

Права человека и 75-летие ООН: между национальным и глобальным

Своё 75-летие ООН встречает в условиях глобальной пандемии, которая одновременно представляет серьёзное испытание для концепции прав человека, которая в свою очередь является моральным фундаментом данной организации. Можно сказать, что ООН является своеобразным зеркалом или барометром состояния системы международных отношений или по крайней мере уровня доверия или наоборот недоверия между ведущими мировыми и региональными державами. Кризисы сопровождали ООН буквально с момента создания. ООН и её Устав создавались в условиях, когда последствия Второй мировой войны ещё не были преодолены: мир на тот момент по-прежнему оставался колониальным, европейским странам и СССР предстояло решать задачи послевоенного экономического возрождения, Нюрнбергский и Токийский трибуналы ещё продолжали функционировать. Важно понимать и то, что ООН создавалась далеко не как идеалистическая организация, а напротив организация, основанная на вполне конкретном балансе сил и, как было ясно на примере Совета Безопасности на том, что отдельные члены мирового «сообщества» вправе обладать большими полномочиями, чем другие, несмотря на провозглашаемое в Уставе ООН суверенное равенство государств. Неудивительно в этой связи, что Элеонора Рузвельт, председатель Комиссии ООН по правам человека, принимавшая значительное участие в подготовке текста Всеобщей декларации прав человека, говорила о правах человека скорее как о выражении будущих моральных устремлений и долгом историческом проекте, который будет полностью реализован лишь спустя десятилетия [5]. Утопичность данной Декларации осознавала и советская делегация, которая воздержалась при голосовании в Генеральной Ассамблее 10 декабря 1948 г. Спустя почти 30 лет после принятия Всеобщей декларации, когда в 1976 г. в силу вступили Международный пакт о гражданских и политических правах и соответствующий пакт об экономических, социальных и культурных правах, на этот раз в Демократической Кампучии вновь совершались преступления против человечности и более 2 миллионов камбоджийцев были принесены в жертву на алтарь аграрной социалистической революции. После окончания холодной войны у многих была надежда, что ООН станет надёжной и ведущей организацией в вопросах защиты прав человека и «голубые каски» ООН смогут эффективно справляться с региональными очагами нестабильности, стихийно возникавшими в 1990-х гг. как на африканском континенте, так и на постюгославском пространстве. Тем не менее, такие крупные провалы миротворческой деятельности как геноцид в Руанде, резня в Сребренице, неудавшаяся операция ООН в Сомали нанесли серьёзный удар по репутации и эффективности миротворчества ООН, что заставило многие европейские и развитые страны, в целом, существенно понизить уровень участия в миротворческих операциях, уступив место африканским странам и странам «Глобального Юга» в выполнении основной тяжести миротворческой деятельности ООН [2]. На рубеже XXи XXIвв. Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан 26 сентября 2000 г. объявил о наступлении «Эры прав человека» [1], но вскоре мир лицезрел террористические атаки 11 сентября 2001 г., пытки иракских граждан в тюрьме Абу-Грейб, а сегодня пандемия и система всеобщего электронного наблюдения создаёт серьёзные угрозы для права человека на неприкосновенность частной жизни [4], беженцы по-прежнему гибнут, пытаясь достигнуть берегов европейских стран, а ответа на растущее глобальное неравенство до сих пор не найдено. Тем не менее, Россия как член ООН и другие страны по-прежнему обращаются к концепции прав человека, несмотря на, казалось бы, явное поражение данной концепции в качестве глобальной и универсальной. В чём же причина обращения к такой утопичной и, как представляется многим, откровенно иллюзорной концепции, которая к тому же ранее и сегодня используется в качестве инструмента политического давления и обоснования «гуманитарных» интервенций? Дело в том, что права человека всегда были и продолжают во многом оставаться правилом из исключений, а попытки установить их в качестве универсальной идеологии неизбежно будут обречены на провал. Для эффективной реализации прав человека, необходимо, чтобы они опирались на национальный опыт и традиции каждой отдельной страны. Неслучайно, что Россия в рамках Совета ООН по правам человека, добилась принятия таких резолюций как «Поощрение прав человека и основных свобод путем более глубокого понимая традиционных ценностей человечества» в 2009 г. и «О защите семьи» в 2014 г., которые также получили поддержку как незападных стран-членов ООН, так и консервативных кругов на Западе [3]. Дискуссии между «универсалистами» и «традиционалистами» о правах человека спустя 75 лет со дня основания ООН по-прежнему остаются острыми , но важно осознавать, что эти подходы не противоречат друг другу, так как пути к подлинной универсальности прав человека должны находиться в национальной плоскости. Универсальность прав человека – это вдохновляющий миф и утопия, но практические шаги на пути к утопии должны делаться в рамках страновой реальности, порой весьма далёкой от утопической.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что даже в сегодняшнем мире, где по-прежнему царят исключения и права человека продолжают игнорироваться, Россия и другие страны-члены ООН будут стремиться выводить правило их соблюдения, при этом основываясь на собственном национальном и культурном опыте и отказываясь от их использования в качестве инструмента политического давления. Ведь в сущности правило соблюдения прав человека на фоне повсеместных исключений можно успешно взрастить, опираясь главным образом на цивилизационный и национальный опыт отдельной страны, а не в результате принудительного введения в качестве глобальной и универсалистской идеологии.

1. Кофи А.А. Эра прав человека. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/the-age-of-human-rights/russian, (Дата обращения: 17.09.2020)

2. Загорский А.В. Миротворчество и международное управление региональной безопасностью. - М.: ИМЭМО РАН, 2015.

3. Stoeckl K., Medvedeva K. Double Bind at the UN: Western Actors, Russia, and the Traditionalist Agenda. Global Constitutionalism, Vol.7, Issue3, November 2018, pp.383-421.

4. Gregory A. ‘Dictatorships Often Start in the Face of a Threat’: UN Privacy Chief Warns against Long-Lasting Theft of Freedoms amid Coronavirus Surveillance. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.independent.co.uk/news/world/coronavirus-lockdown-surveillance-tracking-dictatorship-authoritarian-united-nations-privacy-a9438561.html, (Дата обращения: 17.09.2020)

5. Goodale M. The UN at 75: Human rights and Global Pandemic. // Netherlands Quarterly of Human Rights, Vol.38, Issue 3, July 2020, pp. 1-6.