Найти тему

Светлый путь Моцарта

Оглавление
Сцена из спектакля  "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького
Сцена из спектакля "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького

МХАТ имени Горького открыл сезон премьерой. «Красный Моцарт» - спектакль-вызов, обращенный к советскому прошлому.

Гениальная музыка Исаака Дунаевского впитала в себя эпоху, точнее часть эпохи – светлую, праздничную, полную солнца, любви и надежды. Чтобы рассказать о композиторе и времени, в которое он жил, театр выбрал форму музыкальной комедии.

Сцена из спектакля  "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького
Сцена из спектакля "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького

Пушкинские слова о том, что поэзия, прости Господи, должна быть глуповата вполне можно отнести и к музкомедии. Не надо ждать от неё психологически глубоких характеров, мировоззренческих конфликтов и даже логики происходящего. Зато в музыкальной комедии всегда есть избыток буффонады, эксцентрика и пародия на высокие жанры.

Сцена из спектакля  "Красный Моцарт".  Фото Натальи Стрельцовой/ИА REGNUM
Сцена из спектакля "Красный Моцарт". Фото Натальи Стрельцовой/ИА REGNUM

«Красный Моцарт» – история о том, как Вождь (читай - Сталин) приказал создать музыку, достойную «двадцатилетия преобразования мира» (Октябрьской революции). Чтобы исполнить волю вождя, пёструю компанию композиторов собирают в Доме творчества. Самые большие надежды возлагают на некоего «самородка» по имени Дуня (сценическая ипостась Дунаевского).

Сцена из спектакля  "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького
Сцена из спектакля "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького

Следует череда разного рода комических проб и ошибок, а в финале Дуня уходит, оставляя современникам и потомкам песню о вечном будущем удивительной страны, где человек вольно дышит и безоглядно любит. Как при всяком пересказе, фабула кажется простой и наивной, но спектакль получился мнгослойным, невероятно слаженным, чётко выстроенным и заряженным радостью, как заряжают порохом петарды.

Сцена из спектакля  "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького
Сцена из спектакля "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького

Режиссер Рената Сотириади много лет работала с Любимовым, и эта школа чувствуется в спектакле. «Красный Моцарт» удивительно театрален, то есть, это, прежде всего, зрелище, где пластика, музыка и текст существуют в гармонии. Трудно даже представить, сколько сил было вложено в ту, словно природную, лёгкость, с какой драматические актёры танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах.

Сцена из спектакля  "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького
Сцена из спектакля "Красный Моцарт". Фото МХАТ имени Горького

Сценография спектакля явно черпала вдохновение в сталинском «Большом стиле» – и не напрасно. Масштабы и смелость постановщиков восхищают, так что даже когда появляется настоящий дирижабль, это воспринимаешь как естественную, пусть даже циклопических размеров деталь происходящего.

Соучастник действия и его вдохновитель – оркестр ансамбля Воздушно-Космических сил России, чья работа заслуживает высшей оценки.

Сцена из спектакля  "Красный Моцарт".  Фото Натальи Стрельцовой/ИА REGNUM
Сцена из спектакля "Красный Моцарт". Фото Натальи Стрельцовой/ИА REGNUM

Уже писал, но повторю: на сегодня во МХАТе имени Горького один из самых сильных в Москве актёрских ансамблей, способный решать задачи разной сложности в разных жанрах. «Красный Моцарт» – убедительное тому подтверждение.