МХАТ имени Горького открыл сезон премьерой. «Красный Моцарт» - спектакль-вызов, обращенный к советскому прошлому.
Гениальная музыка Исаака Дунаевского впитала в себя эпоху, точнее часть эпохи – светлую, праздничную, полную солнца, любви и надежды. Чтобы рассказать о композиторе и времени, в которое он жил, театр выбрал форму музыкальной комедии.
Пушкинские слова о том, что поэзия, прости Господи, должна быть глуповата вполне можно отнести и к музкомедии. Не надо ждать от неё психологически глубоких характеров, мировоззренческих конфликтов и даже логики происходящего. Зато в музыкальной комедии всегда есть избыток буффонады, эксцентрика и пародия на высокие жанры.
«Красный Моцарт» – история о том, как Вождь (читай - Сталин) приказал создать музыку, достойную «двадцатилетия преобразования мира» (Октябрьской революции). Чтобы исполнить волю вождя, пёструю компанию композиторов собирают в Доме творчества. Самые большие надежды возлагают на некоего «самородка» по имени Дуня (сценическая ипостась Дунаевского).
Следует череда разного рода комических проб и ошибок, а в финале Дуня уходит, оставляя современникам и потомкам песню о вечном будущем удивительной страны, где человек вольно дышит и безоглядно любит. Как при всяком пересказе, фабула кажется простой и наивной, но спектакль получился мнгослойным, невероятно слаженным, чётко выстроенным и заряженным радостью, как заряжают порохом петарды.
Режиссер Рената Сотириади много лет работала с Любимовым, и эта школа чувствуется в спектакле. «Красный Моцарт» удивительно театрален, то есть, это, прежде всего, зрелище, где пластика, музыка и текст существуют в гармонии. Трудно даже представить, сколько сил было вложено в ту, словно природную, лёгкость, с какой драматические актёры танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах.
Сценография спектакля явно черпала вдохновение в сталинском «Большом стиле» – и не напрасно. Масштабы и смелость постановщиков восхищают, так что даже когда появляется настоящий дирижабль, это воспринимаешь как естественную, пусть даже циклопических размеров деталь происходящего.
Соучастник действия и его вдохновитель – оркестр ансамбля Воздушно-Космических сил России, чья работа заслуживает высшей оценки.
Уже писал, но повторю: на сегодня во МХАТе имени Горького один из самых сильных в Москве актёрских ансамблей, способный решать задачи разной сложности в разных жанрах. «Красный Моцарт» – убедительное тому подтверждение.