Я люблю этот город вязевый
Кажется, что Москва – город круглосуточной активной жизни. Столица завораживает, восхищает и утомляет одновременно. Наверное, каждый её житель время от времени ощущал невероятной силы потребность уехать куда-нибудь подальше, чтобы не слышать шума машин и хоть на время вырваться из бурлящего водоворота XXI века. А что делать, если просто нет возможности всё бросить и отправиться хотя бы километров за восемьдесят от родной Белокаменной? Оставаться в Москве! Но не запираться дома, а ехать. Ехать в другую Москву, причём не на окраину…
В центре Москвы есть место, словно охраняемое кем-то от проникновения туда бурной жизни мегаполиса с его потоками людей и автомобилей. Это оазис тишины и спокойствия – Большой Строченовский переулок. Здесь гармонично соседствуют современные и старинные здания. И среди них – двухэтажный деревянный дом под номером 24, строение 2, если уж быть совсем точным. А точным быть надо, потому что это Московский государственный музей Сергея Александровича Есенина.
Не ограничивайтесь чтением мемориальной таблички – зайдите в этот небольшой по современным меркам дом. Его входная дверь как граница, перейдя которую вы сразу начнёте своё путешествие не только в пространстве, но и во времени. В пространстве, потому что окажетесь вдали от привычного вам родного микрорайона и в здании без высоких потолков, больших окон и бетонных стен. Во времени – потому что в комнате будет не электрочайник, а большой самовар начала XX века, на письменном столе – листы бумаги и чернильница, а не компьютер и принтер. И всё это подлинное, из тех времён, когда в Москве у своего отца Александра Никитича поселился Сергей Есенин – тогда ещё не известный поэт, а просто молодой человек со страстным желанием посвятить всего себя созданию поэтических произведений.
Вы увидите самые настоящие, в полном смысле слова есенинские стихи – не напечатанные в книге, а написанные рукой автора. Увидите, как удивительным образом время сберегло для нас чернильные орнаменты есенинских поэтических строк на тонких листах бумаги. А ещё вы своими глазами посмотрите на книги со стихами нашего великого соотечественника, на прижизненные издания произведений Сергея Есенина. Это ли не путешествие во времени?!
Но самый впечатляющий момент такого путешествия – экскурсия: в умиротворяющей тишине уютного дома вы, слушая завораживающий рассказ научного сотрудника Елизаветы Терентьевой, как будто бы посмотрите фильм о жизни Сергея Есенина, даже ощутите себя его современником. Вместе с юным Есениным вы приедете в Москву из Константинова, пройдёте полный лишений и горести путь от безвестности к всероссийской славе, съездите в Петроград, пообщаетесь с Александром Блоком, посетите Закавказье… Зримо представите весь весьма непростой и удивительно яркий жизненный путь поэта, любившего людей, родную страну и родной русский язык.
В Москве Есенин стал мастером поэтического слова, и, хотя настоящая слава пришла к нему в Петрограде, основные произведения были созданы именно в Москве. Здесь же была и первая публикация: стихотворение «Берёза» увидело свет на страницах журнала «Мирок» в 1914 году.
Сергей Есенин много путешествовал, бывал в разных местах родной страны и за границей, видел Париж и Берлин, но его любимым городом всегда оставалась Москва. «А я люблю этот город вязевый…» – сказал поэт о Первопрестольной в своём стихотворении. О любови к нашей столице Сергей Есенин высказывался и в прозе. В одном из писем он отметил: «Лучше всего, что я видел в этом мире, – это всё-таки Москва». В юности поэт был просто очарован Москвой: «В голове у меня Москва и Москва». Да, нашу столицу с полным правом можно назвать городом Сергея Александровича Есенина.
Москва стремительно развивается в ритме XXI века, её символами становятся величественные современные здания и очень быстрый темп жизни. Но, если хочется спокойствия, созерцания и тишины, мы всегда можем свернуть в Большой Строченовский и побродить по есенинскому домику… Впрочем, за спокойствием, уединением и новыми впечатлениями можно отправиться и на родину Сергея Есенина. Благо, это не так далеко от нашей столицы.
На родине поэта
«Село, значит, наше – Радово, Дворов, почитай, два ста». Этими словами начинается одно из величайших произведений русской литературы – поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина». Перечитайте её или прочтите (если вдруг ранее она как-то прошла мимо вас) – и вы окунётесь в мир красоты русской природы, большой любви и непростых движений души человека на фоне масштабных социальных преобразований. Впрочем, не буду пересказывать: как у поэта, всё равно не получится…
Сергей Есенин с помощью слова писал пейзажи, и удивительные, захватывающие воображение картины открывались взору читателя или человека, которому посчастливилось слушать стихи в исполнении автора. Такова мощь поэтического слова, истоком которого была и малая родина поэта – село Константиново Рязанской губернии (ныне Рязанской области). Это особое место, уютно расположившееся на обрывистых берегах Оки. Кстати, прообразом села Радова и было Константиново. В нём действительно есть дух поэзии. Представьте: вы въезжаете – и вас встречает невероятной красоты могучий смешанный лес с вековыми берёзами, тополями, осинами, клёнами. Добавьте к этому аромат полевых цветов и трав, разносимый лёгким ветерком в умеренно тёплую погоду, когда солнце светит достаточно ярко, но время от времени прячется за то и дело набегающие небольшие тучки, всё-таки жалеющие путешественников и поэтому не льющие на их головы летний дождик…
Картину дополняет панорама, открывающаяся с берега Оки: река где-то внизу, на противоположном берегу густые деревья, переливающиеся различной степени яркости оттенками зелени на солнечной и теневой стороне, а посередине реки…остров, на котором разместились буйно раскинувшие свои ветви деревья, практически образующие некий мини-лес… Не покидает ощущение вечности, красоты в её божественном проявлении и поистине вселенского масштаба. Кажется, что ты куда-то улетаешь, удаляясь от повседневности. В общем, оказываешься в атмосфере прекрасного, возвышенно-необъяснимого, того, что явственно ощущается, но практически не поддаётся выражению словами. Если это, конечно, не поэзия Сергея Есенина, умевшего мастерски передать то, что обычный человек, будучи в таком месте, только каким-то образом чувствует… Стихи здесь писать и в самом деле хочется. Пусть даже только такие, какие умеешь… Сергей Есенин ведь у нас один, и в поэтической передаче гаммы чувств с ним вряд ли кто может соперничать. Да этого и не надо делать – лучше восхищаться его стихами – шедеврами искусства слова.
Константиново славится не только неповторимой красотой природы (хотя, уверяю вас, только из-за этого оно заслуживает посещения), но и музеями. Не удивляйтесь: в селе действительно не один музей. Мы можем посетить дом, в котором жил поэт со своими родителями, школу, где учился литератор, и музей… поэмы «Анна Снегина». Да-да, именно так: музей произведения! Обязательно посетите: получите колоссальное удовольствие просто от самой атмосферы этого удивительно тёплого во всех смыслах дома, насыщенного духом великой русской культуры – культуры быта и культуры слова…
В Константинове есть величественный, впечатляющий необыкновенной красотой и гармоничностью архитектурного исполнения храм – Церковь Казанской иконы Божией Матери. Здесь венчались родители поэта, Алесандр Никитич и Татьяна Фёдоровна. В этом храме крестили маленького Серёжу Есенина.
Дом, где начиналась жизнь будущего классика русской литературы и прошли его детские годы, весьма скромен: небольшая бревенчатая изба с нехитрой мебелью и сельским инвентарём, что было типично для того времени. Конечно, в первозданном виде он не сохранился: дом пришлось перебрать по брёвнышку, чтобы удалить подгнивавшее от времени дерево и заменить его новым, а предметы мебели и утварь – есенинские. Спасибо реставраторам: жильё воссоздано полностью, так что наши современники получают полное представление о том, как начинал свою жизнь поэт, и погружаются в атмосферу первых десятилетий XX века.
В Константинове есть уникальный музей, музей, которого нет даже в наших столицах, – музей не писателя, а литературного произведения. В мире немного таких музеев, и один из них у нас – музей поэмы «Анна Снегина». Мы попадаем в просторный дом дворянской усадьбы («к помещице Снегиной», к дочери которой испытывал чувства один из главных героев поэмы – приехавший в революционное время из столицы поэт). В гостиной мебель того времени и большой рояль, погружающий посетителей музея в завораживающую атмосферу музыки и поэзии, царившую во время вечеров в доме… Нет, не Снегиных, а Кашиных, семье которых он и принадлежал в тот период, когда в Константинове жил Сергей Есенин. Прототипом главной героини поэмы, Анны Снегиной, была Лидия Ивановна Кашина – девушка из дворянской семьи. Перемещаясь по залам музея, представляешь, что здесь, наверное, читал свои стихи наш великий поэт, слушал исполнявшуюся на рояле музыку… А потом всё это враз рухнуло: в дом ворвались разъярённые крестьяне, требовавшие социальной справедливости… Семья была вынуждена уехать за границу. Перед глазами во всей полноте появляется картина жизни в насыщенный непростыми событиями период начала прошлого столетия. Ощущается полное пространственно-временное погружение в историю родной культуры и родной страны.
Оторвитесь хотя бы на неделю от компьютеров и телевизоров и вечерами, собравшись всей семьёй, почитайте вслух стихи Сергея Есенина или поэму «Анна Снегина», а в выходной съездите в село Константиново (желательно летом или ранней осенью), чтобы насладиться красотой родной природы и побывать в мире русской классики.
Дмитрий Парамонов,
доктор филологических наук
(Российский университет дружбы народов,
юридический институт,
кафедра русского языка)